Игра как средство регуляции нагрузок



Вне зависимости от того, во что играют дети, их действия обязательно регламентируются правилами. Игране может быть безправил, а при их нарушении непременно возникают конфликты.Следует отметить, что в своем отношении к правилам игры дети наудивление консервативны и потомуобычно правила передаютсяпоследующим поколениям без существенных изменений.    Правила в детских играх обычно просты и определяют только главные их элементы,предоставляякаждому игроку  не только широкий выбор действий, но и право сменить игровое амплуа. Характер физической нагрузки определяется ходомигры, самочувствием и уровнем интереса к ней ребенка.

Наглядно это можно выразить схемой: «Мне хорошо» — я двигаюсь; «мне не очень хорошо, ноинтересно» — я двигаюсь; «мне плохо, но очень интересно» — я немного двигаюсь и перехожу врежим «мне хорошо». Так, например, в баскетболе можно, пока есть силы, активно перемещаться,играя в нападении и защите. Устав, можно «отсидеться» под своим щитом или щитом соперников(дворовыми правилами это не запрещается) и снова затем активно включиться в игру. Непрерывнаясмена режимов нагрузки каждого игрока (несмотря на их взаимосвязь) не поддается системномуанализу Однако, если провести хронометраж и подсчитать общее время работы в каждом режиме,обнаружится, что большую часть времени в самостоятельных играх дети двигаются в режиме «мнехорошо», не более 20—30 % — в режиме «мне не очень хорошо» и совсем немного — в режиме«мне плохо, но интересно».

Сочетание первого и второго режимов создает наиболее благоприятные условия для стимулирования факторов естественного роста организма и одновременно оказывает достаточное тренировочное воздействие. Тре

тий, «жесткий» режим выводит играющих на околопредельные и предельные нагрузки, но в силу ихкратковременности не вызывает действия зашиты от перегрузки. Такие пиковые нагрузки позволяюторганизму «заглянуть в будущее», помогают быстрее расти и развиваться.

Подводя итоги сказанному, можно утверждать, что в детских играх создаются наиболее благоприятные условия не только для саморегуляции нагрузок, но и для самоусовершенствованиятех способностей ребенка, на развитие которых направлена игра.    Поэтому имеет смыслиспользовать основные принципы детской игры в любых формах физкультурно-спортивных занятий итренировках детей. Это поможет избежать наиболее опасной и часто встречающейся методической ошибки. Дело в том, что планирование до занятий примерного объема и интенсивности предлагаемыхупражнений (даже с оговоркой на возможность поправок по ходу тренировки) может создать для частизанимающихся завышенные нагрузки в зоне «мне не очень хорошо». К сожалению, детская защита отперегрузок в этой зоне не срабатывает, особенно если занимающиеся привыкают психологическитерпеть и физиологически приспосабливаются к таким нагрузкам. Внешне такие перегрузки малозаметны, так как им подвергается не весь организм, а лишь его отдельные, главные обеспечивающиесистемы.

Повышая тренировочное воздействие и соответственно спортивные результаты, данные нагрузкиобычно не воспринимаются как перегрузка. В то же время их «сдерживающее» воздействие наразвитие обеспечивающей системы долго остается незамеченным. Так, в беге на выносливость, призанятиях на лыжах, велосипеде, в плавании и в других подобных видах спорта завышение нагрузок вовторой зоне сдерживает увеличение объема сердца, но ведет к заметному увеличению толщины егомышечных стенок. В результате к 17—20 годам формируется мало объемное, мощное сердце, недоросшее до генетически унаследованного объема. В дальнейшем! это лишит спортсменавозможности добиться прогресса в высшем мастерстве и осложнит приспособление к большимфизическим нагрузкам в зрелом возрасте.

В силовых и скоростно-силовых упражнениях, прыжках, спринте, метаниях, тяжелой атлетике злоупотребление нагрузками второй и третьей зон сдерживает развитие скелета и мускулатуры ребенка. Подобные нарушения режима д

вижений могут способствовать развитию детской физической инфантильности (недоразвитости), невстречающейся у детей, много времени отдающих подвижным и спортивным играм.

Тренировка как игра.

Если на занятиях собирается группа, достаточная для проведения 

двусторонней спортивной или подвижной игры, можно поручить детям выбрать капитанов, которые сами скомплектуют свои команды. В ходе игры при  необходимости руководитель занятий может взаимной заменой игроковисправить возможные ошибки комплектования. Все это обеспечит реальную конкуренцию отдельныхигроков и команд. Сдерживая ребят, злоупотребляющих индивидуальной игрой, и поощряя неуверенных в своих силах, педагог поможет зарождению коллективных действий. Занятие получитсяинтересным, а физические нагрузки — посильными.

Родители могут проводить такие игры в выходные дни, объединяя детей и помогая им. Причем ивнеигровых видах для занятий желательно объединить хотя бы несколько детей. Благодаря

этому занятия проходят на хорошем эмоциональном уровне и воспринимаются детьми как интереснаяигра. Руководитель, определив задачу тренировки и указав средства и методы их использования,должен дать детям возможность самостоятельно решать, с какой интенсивностью и как долго онибудут двигаться. А для того чтобы  занимающиеся смогли самостоятельно реализовать в действияхсвои решения, необходима специальная организация занятия-тренировки. Например, в занятиях, гдепредусмотрен бег на местности, это можно осуществить следующим образом:

1. Задание-установка: беговая игра на местности по круговой дистанции.

2.  Правила для всех: скоро

сть бега постоянная; нагрузка   в   зоне   «мне   хорошо»;   на  основной дистанции бег в группе;половину круга со старта бежать не в полную силу, ниже своих возможностей; количество кругов — 4.

3.  Право выбора: регулировать нагрузку, срезая  длину  дистанции  и  снижая  скорость  бега;присоединиться к группе на основной дистанции; число   сокращений   дистанции — произвольное.

4.  Обеспечение     права     выбора:     размечая основную    дистанцию    по    кругу,    необходимо включить в нее несколько выступающих петель, позволяющих срезать (укорачивать) её. Начало иконец сокращающих дорожек следует обозначить флажками. Бегуны должны знать, на сколько метровкаждая «’сокращающая» дорожка уменьшает дистанцию.

Получив установку руководителя, дети начнут бег группой на несколько заниженной скорости, чтообеспечит лучшую врабатываемость организма. Разогревшись и «развернув» дыхание, они непроизвольно повысят скорость бега и будут поддерживать ее на уровне хорошего самочувствия(режима «мне хорошо»). Как только менее подготовленный бегун почувствует первые затруднения (награнице зоны «мне не очень хорошо»), он свернет с основной дистанции, снизит скорость и посокращенной дорожке возвратится на основную дистанцию. Продолжая бег, дождется группу иприсоединится к ней. Каждый бегун может сделать столько сокращений, сколько ему нужно, чтобы наосновной дистанции бежать вместе с группой со сложившейся равномерной скоростью.

Предлагаемая форма беговой игры позволяет участвовать в групповом беге по основной дистанциидетям разного возраста и подготовленности. Используя и развивая возможности саморегуляциидетского организма, она помогает бегунам тренироваться на уровне своих возможностей как в одной,так и в серии тренировок. Максимальная дистанция группового бега в нашем занятии — 2 км (4 круга по500 м). Зная общее время бега группы, легко высчитать его среднюю скорость.



Бегуны, регулировавшие нагрузку сокращениями длины дистанции,) должны сложить метраж всехсокращений и сумму вычесть из 2000 м. Это и будет их дистанция в групповом беге. Скорость бегагруппы и пробегаемый метраж каждого занимающегося можно сравнивать с данными последующихтренировок. Дети воспринимают такую информацию с большим интересом, так как рост среднейскорости и увеличение дистанции наглядно отражают их успехи.

Любое занятие-тренировку можно и нужно проводить в виде игры. Кроме индивидуализации физических нагрузок и большой эмоциональности игровая форма способствует обучению коллективным действиям, что так необходимо нашим юным индивидуалистам.








sitemap
sitemap