Игра как средство обучения



Совмещать или не совмещать учебную деятельность с игровой? В современных школах этим вопросом озадачиваются многие педагоги – экспериментаторы, бросающие вызов старой системе преподавания. Осваивать новые методы в своей работе решается не каждый учитель, скрывать нечего, большинству попросту привычнее идти по давно проторенному пути, и здесь уже роль играет любовь к профессии. Но стоит согласиться с тем, что труд учителя, который не боится нового, вознаграждается особенным интересом учеников к предмету и его изучению.

Сегодня школа нацелена на индивидуальный подход к каждому ребёнку. И игра в этом – незаменимый помощник, поскольку, будучи зоной социализации и развивающей деятельностью, она также исполняет роль посредника между миром ребёнка и миром взрослого. Задача игры — привить желание учиться, и как результат сделать обучение более эффективным. Но не стоит думать, что она – это волшебная палочка в руках учителя. Игра – это не средство избавления от всех трудностей образования, поэтому играть тоже нужно правильно, осознанно, исходя из представлений о механизме воздействия игры на учебный процесс.

Когда учитель предстаёт перед детьми как самостоятельный творец игры, который не боится брать на себя ответственность за результаты своей активности, обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействуя его успешному развитию. Отвечая на старания своего учителя, дети активно играют, и здесь рушится стена непонимания между учеником и учителем, исчезает формальность обстановки. Успех такого учителя – не только организовать внимание детей и повысить активность, но видеть учеников счастливыми, испытавшими радость умственного напряжения.

Так, в нашей школе игру, как деятельность развивающую, практикует учитель русского языка и литературы, Анкудинова Зинаида Викторовна. Её игровые уроки литературы – это и путешествия в мир сказок и «Поле чудес» со сладкими призами, и увлекательные приключения в стране Литературии. В начале каждой игры класс делится на команды, ребята спорят в выборе капитанов, а пугающая территория возле классной доски превращается в сценическую площадку. Игра раскрепощает детей, они видят класс не как помещение для обучения, а как место развлечений. Играть детям интересно, во – первых, потому, что любая игра – это, прежде всего, азарт. Во – вторых, мысль о победе так сильна, что не поддерживать свою команду невозможно. Такие творческие конкурсы как «Нарисуй потрет» или задания инсценировать известную сказку особенно нравятся детям — улыбки не сходят с их лица во время подобных соревнований. Что поражает взрослого в процессе игры, так это чрезвычайно быстрая реакция на задание, то есть ответ на вопрос. Опять же, скорость реакции тренируется в игре. Поразительна и детская импровизация в сочетании с оригинальностью мысли – дети дают волю своей фантазии, чувствам, что не всегда возможно на обычных уроках, вне игры.

Игра – помощник педагога, необходимый на уроках, как для закрепления нового материала, так и для повторения пройденного. Ведь только она способна трудное сделать лёгким, а лёгкое не таким скучным, интересным.



sitemap
sitemap