Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творчес



Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игре отводится огромная роль в развитии и воспитании детей. Педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что « в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[1].

Именно игра является одним из существенных слагаемых процесса воспитания. Это не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, одно из серьезных средств педагогического воздействия на учащихся. Но игра не самоцель, не должна она быть и единственным средством обучения и воспитания. Как гласит народная мудрость, лекарство отличается от яда только дозой, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими видами деятельности. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Ведь игра – самостоятельная деятельность, которая предусматривает общение детей со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре развивается творчество каждого ребенка. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможно творческая деятельность, воспитывать самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Поэтому, в своей работе учащимися я использую шесть методов организации игровой деятельности, предложенные С.А.Шмаковым:

1. Метод игрового тренинга. К нему относятся такие игры, как «Съедобное — несъедобное», «Зоопарк».

2. Метод театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей.

3. Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Лозунг этого метода: «Кто вперед?»

4. Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего-либо (стихотворение, сказки, загадки, праздники).

5. Метод воспитывающих ситуаций, т.е. ситуаций организованного успеха, доверия.

6. Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала[2].

Успешно организовать продуктивную совместную и творческую деятельность учащихся творческих объединений и педагога, создать условия для творческого развития учащихся позволяют сюжетно-ролевые игры. Они создают условия развития учащихся в следующих направлениях: от репродуктивного уровня к продуктивному и творческому. От эмпирического способа познания к теоретическому осмыслению, от контроля педагогом усвоения знаний – к самооценке учащимися своих успехов.

С целью развития творческого мышления учащихся детских творческих объединений, формирования у них навыков самостоятельного приобретения знаний и их применения в новых ситуациях, считаю целесообразным более активное использование сюжетно-ролевых игр.

Рассмотрим организацию и проведение таких игр на примере сюжетно-ролевой игры «День Земли», которую провожу в нашем учреждении дополнительного образования детей «Ахтубинская станция юных натуралистов» МО «Ахтубинский район» в рамках экологического проекта «Войди в природу другом!». Она проходит в виде пресс-конференции членов делегаций или специалистов по обсуждаемой проблеме с представителями прессы – корреспондентами различных газет и журналов, журналистами радиовещания и телевидения.

Цели данной игры:

обобщить знания о природоохранных мероприятиях, проводимых в своем городе, стране и во всем мире;

познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы), дать возможность ребенку почувствовать себя участником такой встречи и проявить при этом свой творческий потенциал;

подготовить учащихся к областной детской экологической конференции «За единство с природой»;

развивать стремление учащихся активно, творчески, наравне со взрослыми участвовать в деле охраны природы.

Проведение этого игрового занятия готовится заранее. Подготовка начинается с распределения ролей. Исполнение ролей формирует у учащихся представление о тех международных организациях и российских учреждениях, которые контролируют деятельность по охране окружающей среды, а также о средствах массовой информации, которые распространяют информацию среди населения. Учащиеся готовят тексты выступлений, мультимедийные презентации по теме, рисуют рекламные баннеры, делают таблички с названиями тех организаций, представители которых будут участвовать в пресс-конференции, а также визитные карточки для всех участников.

Среди «ученых» могут быть представители различных природоохранных организаций, например, представитель Международного фонда защиты животных, председатель детской экологической организации, кандидат биологических наук, работник отдела экологии, директор государственного заповедника, член-корреспондент Академии наук. Представителями прессы являются: диктор местного телевидения, журналист газеты «Экологический вестник», молодежного издания «На перекрестке». На пресс-конференцию приглашаются делегации учащихся школ города.

Оборудование:

Плакаты, баннеры, компьютер, проектор, экран.

Зал условно разделяется на две части. Столы стоят в виде буквы «П». В центре сидят ведущие программы, представители учреждений и спонсоры. Перед каждым стоит табличка с названием организации, которую он представляет. Во второй части помещения размещаются представители прессы и зрители.

К предстоящей пресс-конференции готовится программка, вывешивается объявление, в котором перечисляют всех членов делегаций, чтобы «журналисты» могли подготовить соответствующие вопросы. Пресс-группа придумывает заранее несколько вопросов к «ученым». Задача специалистов и прессы – не выходить из принятых на себя ролей как в содержании и форме своих ответов, так и в стиле речи, поведении.

Большую роль играют ведущие. Это, как правило, учащиеся второго года обучения — участники настоящей областной экологической конференции «За единство с природой», которая проводится ежегодно в городе Астрахань. Они раскрывают сущность проблемы, представляют «ученых», направляют ход пресс-конференции. Эти ребята должны иметь опыт участия в конференции, обладать решительностью и находчивостью.

Подводя итоги сюжетно-ролевой игры, ведущие оценивают выступления «ученых», отмечают активных «корреспондентов», благодарят техническую службу.

Участники делегаций совещаются и выносят проекты решения работы. Например, познакомить учащихся других учреждений с деятельностью Международного фонда защиты животных, организовать и провести на станции юннатов акцию «Чистый двор, чистая улица – чистая планета!», создать экологический проект «Деревья моего города».

По итогам пресс-конференции фотокорреспонденты оформляют стенгазету или презентацию.

Я уверена, что жизнь учащихся творческих объединений должны наполнять творческие ролевые, сюжетно-ролевые игры. Они позволяют максимально приблизиться к условиям реальной жизни, являются одним из средств вовлечения в натуралистическую работу. Значительное преимущество сюжетно-ролевой игры состоит в том, что учащимся не приходится преодолевать психологический барьер, который возникает при общении педагог – учащиеся. Моделируемая ситуация ставит обучаемого в активную позицию, возлагает на него ответственность за принятие решений, т.е. «держит» его в постоянном поисковом режиме.

Таким образом, игра, в целом, — это активный метод обучения и воспитания, который позволяет учащимся глубже усвоить изучаемый материал, развить творческие способности.

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Мудрая мысль коллектива, — М.: Просвещение, 1975 г.

2. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. – М.: Новая школа, 1996г.

3. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) №4(9) 2001г.



sitemap
sitemap