Идея подвижничества в рассказе Солженицына Матрёнин двор и рассказе А П Платонова Девуш



Идея подвижничества в рассказе Солженицына «Матрёнин двор» и рассказе А. П. Платонова «Девушка Роза».

Цель: анализ рассказов Солженицына и Платонова в соответствии с заданной темой.

Задачи:

1.Выявить общие аспекты в раскрытии авторами идеи подвижничества.

2.Определить своеобразие решения этой проблемы каждым автором.

Средства: сравнительный анализ.

Гипотеза: Матрёна и Роза – воплощение образа праведника, их образ жизни – пример человеколюбия, простоты и нравственной чистоты.

Подвиг, подвижничество, праведник – все эти понятия являются ключевыми в раскрытии нравственных проблем многих литературных произведений. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.

Подвиг – героический самоотверженный поступок.

Подвижничество — образ жизни, действия подвижника.

Подвижник – 1. Монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу. 2. Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели.

Нам предстоит рассмотреть образы двух героинь – Матрёны и Розы – и сделать вывод, как через эти образы авторы раскрывают идеи подвижничества. На мой взгляд, лучше всего это сделать по следующему



плану:

Время и место, где происходят описываемые события.

Внешний облик героинь.

Основные жизненные принципы.

Отношение к ним других героев.

Авторская позиция.



Матрёна

Роза

1956 год. Деревня Тальново (средняя полоса России).

1943 год. Город Рославль. Немецкая оккупация.

При всей кажущейся разности временных и пространственных условий, в которых находятся героини, их объединяет то, что они находятся в трудных жизненных условиях. И в самом деле, можно ли назвать лёгкой жизнь простой крестьянки, потерявшей на войне мужа и работавшей в

колхозе за «палочки» (трудодни)? И совсем уж нелегко приходится Розе, попавшей во время фашистской оккупации в рославльскую тюрьму. Такова фактологическая сторона пространственно – временных категорий. Для Матрёны – её жизненное пространство – это её двор. На мой взгляд, здесь можно увидеть три значения этого слова:

1).Уклад жизни Матрёны, её хозяйство;

2).Сам дом, хозяйственные постройки;

3). Тот круг людей, которые так или иначе заинтересованы в Матрене. Для раскрытия идеи подвижничества нам подходит последняя трактовка слова, так как становится очевидным противопоставление образа жизни Матрёны и окружающих её людей.

Жизненное пространство героини Платонова – оккупированный врагами город, но здесь находится лишь её физическая оболочка, а душа Розы устремлена прочь, она ищет другой мир «…она хотела лишь уйти из города вдаль, в голубое небо…». Нравственная чистота этого образа подчёркивается такой деталью, как икона богоматери, на которую молится пожилая женщина.

Обратимся к внешнему облику наших героинь.

Матрёна

Роза

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»

«…улыбка её кругловатого лица»

«…она была красива собою, словно её нарочно выдумали себе на радость тоскующие и грустные люди»

«Большие младенческие глаза, освещённые изнутри доверчивой душой, а лицо у неё было милое»

«…шла с блаженной робкой улыбкой на прекрасном открытом лице»

Как видим, Солженицын мало уделяет внимания описанию внешности своей героини, подчёркивая лишь её нравственную чистоту. «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев» — пишет Солженицын о Матрене. Платонов же любуется красотой Розы (неслучайно она носит такое имя). Люди стараются приукрасить её внешний облик и каждый раз меняют лохмотья на добротную и красивую одежду.

Объединяет оба этих образа богатый внутренний мир – честность, открытость, любовь ко всему живому.

Матрёна



Роза

«…Верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа»

«…возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная со своей доброй улыбкой»

«…и Матрёна не могла отказать…»

«Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки»

«Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда»

«…умела одолевать своё горе и не давала ему калечить и старить себя, — она хотела жить»

«…своей жизнью, равно и смертью, эта русская Роза подвергала сомнению и критике весь смысл войн».

Матрёну отличает широта души, стремление делать добро. Героиня Платонова не совершает никаких поступков на благо людей. Но их объединяет любовь к жизни, стремление видеть в ней только лучшие стороны и, открывая их, радостью своей делиться с другими людьми.

Матрёна

Роза

«Все отзывы её (золовки) о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»

«…но Роза и среди мучеников оказалась мученицей, поэтому судьба её осталась в памяти у немногих оставшихся в живых людей»

Неодобрительные отзывы о Матрёне ещё раз подчёркивают, как сильно она отличалась от своих родственников и сельчан. Ведь даже самая близкая её подруга – Маша, узнав о её смерти и искренне жалея Матрёну, не забывает спросить у Игнатыча о серой вязаночке.

На мой взгляд, гипотеза, высказанная вначале, нашла своё подтверждение изложенными фактами и закрепляется авторской позицией относительно праведности образов каждой героини. Матрёна – это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрёна доказала, что любой, кто живёт в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

О крепости духа и любви к жизни повествует нам и другой образ. Платонов называет Розу героической истиной, привлекающей к себе все обездоленные, павшие надеждой сердца.








sitemap
sitemap