Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ»

г. МОЖАЙСКА

доклад на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках физической     культуры»

           

учитель физической культуры

Моносов

Николай Алексеевич

                                                           

2013 год

Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гусев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики — воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее — ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в рамках профилактического направления, от психолого-педагогического отличается не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что освобождает человека от ответственности за своё здоровье, передавая эту ответственность врачу, медицине. Противоположный подход состоит в мобилизации чувства ответственности человека за своё здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нём (а значит — и о здоровье других людей). Это не предполагает запугивания, бывшего на вооружении у санитарного просвещения советских времён и активно используемого сейчас некоторыми врачами — наркологами и другими специалистами. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным «колпаком», защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во — вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания» ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации — физиологической, психологической, социальной. Если организовать работу школы в сфере охраны здоровья только задачей-минимум — защитой ученика от вредных воздействий — то лишь небольшая часть образовательного потенциала школы окажется задействованной в интересах здоровья учащихся. Такой подход на наш взгляд, не отвечает стратегическим принципам здоровьесбережения и не приводит к достижению целей системы образования. Ведь получается, что пока ребёнок в школе, о нём заботятся, за порогом же школы образовательное учреждение снимает с себя всякую ответственность за здоровье своего воспитанника. Усилия в этой сфере не могут ограничиваться только фильтрацией воздействий, непосредственно связанных с образовательным процессом, ролью щита от них. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы. Это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся, и т.д. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды — как природной, так и социальной — важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным учреждениям средствами — обучением, воспитанием, содействием развитию.

В соответствии с этим и понимание ЗОТ представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Перечень внутришкольных факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся.

I. Гигиенические условия, факторы

1.1. шум

1.2. освещенность

1.3. воздушная среда

1.4. размер помещений, кубатура

1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

1.6. используемые стройматериалы, краска

1.7. мебель: размеры, размещение в помещении

1.8. видеоэкранные средства — компьютеры, телевизоры

1.9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

1.10. качество питьевой воды, используемой в школе

1.11. экологическое состояние прилегающей к школе территории

1.12. состояние сантехнического оборудования.

II. Учебно-организационные факторы

2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

2.4. объем физической нагрузки — по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

2.5. медицинское и психологическое обеспечение школы

2.6. участие родителей учащихся в жизни школы

2.7. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

2.8. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

2.9. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы

3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися

3.3. характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе

3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

3.9. состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

3.10. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

3.11. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

ПРИНЦИПЫ   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

«НЕ НАВРЕДИ!» — ВСЕ ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ,  СРЕДСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАННЫМИ, ПРОВЕРЕННЫМИ НА ПРАКТИКЕ, НЕ НАНОСЯЩИМИ ВРЕДА  ЗДОРОВЬЮ УЧЕНИКА  И УЧИТЕЛЯ.

ПРИОРИТЕТ ЗАБОТЫ О ЗДОРОВЬЕ  УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ  — ВСЕ ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ  ОЦЕНЕНО С ПОЗИЦИИ  ВЛИЯНИЯ  НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ  УЧАСТНИКОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРИЕМСТВЕННОСТЬ —  РАБОТА ВЕДЕТСЯ НЕ ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ, А КАЖДЫЙ ДЕНЬ И НА КАЖДОМ УРОКЕ.

 СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  — УЧАЩИЙСЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ  УЧАСТНИКОМ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ  И В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ, И В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ  АСПЕКТАХ.

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ  ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ  УЧАЩИХСЯ  —  ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ, СЛОЖНОСТЬ МАТЕРИАЛА  ДОЛЖНЫ СООТВЕТСВОВАТЬ  ВОЗРАСТУ  УЧАЩИХСЯ.

КОМПЛЕКСНЫЙ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД  — ЕДИНСТВО В ДЕЙСТВИЯХ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И ВРАЧЕЙ.

УСПЕХ ПОРОЖДАЕТ УСПЕХ —  АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ ТОЛЬКО НА  ХОРОШЕЕ; В ЛЮБОМ ПОСТУПКЕ, ДЕЙСТВИИ  СНАЧАЛА ВЫДЕЛЯЮТ    ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, А ПОТОМ ТОЛЬКО ОТМЕЧАЮТ НЕДОСТАТКИ.

АКТИВНОСТЬ – АКТИВНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛЮБОЙ ПРОЦЕСС  СНИЖАЕТ РИСК ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ —  У КАЖДОГО РЕБЕНКА НАДО СТАРАТЬСЯ  СФОРМИРОВАТЬ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ, ТОЛЬКО ТОГДА  ОН РЕАЛИЗУЕТ СВОИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ  ПО СОХРАННОСТИ ЗДОРОВЬЯ. ПЕРЕД ЛЮБЫМ УЧИТЕЛЕМ  НЕИЗБЕЖНО ВСТАЕТ  ЗАДАЧА   КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ  ПРЕДМЕТУ, ЧТО СОВЕРШЕННО НЕВОЗМОЖНО  БЕЗ ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ  МОТИВАЦИИ  ШКОЛЬНИКОВ. В РЕШЕНИИ ОЗНАЧЕННЫХ ЗАДАЧ  И МОГУТ  ПОМОЧЬ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБСТАНОВКА И  ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  В СПОРТЗАЛЕ

ТЕМПЕРАТУРА И СВЕЖЕСТЬ ВОЗДУХА, ОСВЕЩЕНИЕ, МОНОТОННЫЕ  НЕПРИЯТНЫЕ  ЗВУКОВЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  И ЧАСТОТА ЧЕРЕДОВАНИЯ  ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-10МИНУТ, ПОТОМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ СМЕНИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОЛИЧЕСТВО ВИДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ

ВИДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ: СЛОВЕСНЫЙ, НАГЛЯДНЫЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ВИДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ

НА УСМОТРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

НАЛИЧИЕ И МЕСТО МЕТОДОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИ

МЕТОД СВОБОДНОГО ВЫБОРА (СВОБОДНАЯ БЕСЕДА, ВЫБОР СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ, СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА).

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (УЧЕНИК В РОЛИ: УЧИТЕЛЯ, СУДЬИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ, КАПИТАНА КОМАНДЫ).

МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА САМОПОЗНАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА, ЭМОЦИЙ, ОБЩЕНИЯ, САМООЦЕНКИ, ВЗАИМООЦЕНКИ.

НАЛИЧИЕ МОТИВАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ: ОЦЕНКА, ПОХВАЛА, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.

СТИМУЛЯЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ: СТРЕМЛЕНИЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ, РАДОСТЬ ОТ АКТИВНОСТИ,  ИНТЕРЕС К ИЗУЧАЕМОМУ МАТЕРИАЛУ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

НА УРОКЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА УРОКЕ: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК (КОМФОРТ-НАПРЯЖЕНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО — АВТОРИТАРНОСТЬ, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ);

УЧЕНИК – УЧЕНИК: СОТРУДНИЧЕСТВО – СОПЕРНИЧЕСТВО, ДРУЖЕЛЮБИЕ — ВРАЖДЕБНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ — ПАССИВНОСТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — БЕЗРАЗЛИЧИЕ)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗРЯДКИ НА УРОКЕ

ШУТКА, УЛЫБКА, ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ КАРТИНКА, ПОГОВОРКА, АФОРИЗМ, МУЗЫКАЛЬНАЯ МИНУТКА,

МОМЕНТ НАСТУПЛЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ  И СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ХОДЕ НАБЛЮДЕНИЯ  ПО ВОЗРАСТАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ПАССИВНЫХ ОТВЛЕЧЕНИЙ  В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕМП ОКОНЧАНИЯ УРОКА

НЕ СКОМКАН, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ НА СЛЕДУЮЩИЕ УРОКИ.

Использование  здоровьесберегающих  технологий на  уроках  физической  культуры

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, обучение его средствам психологической защиты.

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. 

Организация учебной деятельности

— строгие дозированные физические нагрузки;

— использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

— использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

— учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;

— построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;

— соблюдение гигиенических требований;

— благоприятный эмоциональный настрой;

— создание комфортности.

Создание комфортных условий на уроке

— температура и свежесть воздуха;

— рациональное освещение зала;

— исключение монотонных звуковых раздражителей;

— влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

— наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;

— наличие аптечки;

— спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст- №5, старший возраст- №7, лыжный инвентарь, набивные мячи от 1кг до 3 кг);

— наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима). 

Учёт динамики работоспособности на уроке

1 фаза врабатывание 8-10 минут.

2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.

3 фаза преодолеваемого утомления.

Индивидуально-дифференцированный подход

1. Работа в индивидуальном темпе.

2. Использование источников информации.

3. Возможность обратиться за помощью.

4. Отсутствие страха ошибиться.

5. Положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности.

6. Высказывание и аргументирование своего мнения.

7. Контрольные испытания, задания, тестирования должны лишь давать исходную  информацию для разработки индивидуальных заданий. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.

Создание условий для заинтересованного отношения к учебе

     Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, таким образом, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Оздоровительные моменты

Дыхательные упражнения.

Сочетание нагрузки с восстановление

Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе. 



sitemap
sitemap