ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ



Информационная компетентность

и информационная культура Личности

Ломаков Александр Сергеевич

студент 2 курса, специальность «Экономика и бухгалтерский учет»

БОУ ОО СПО «Омавиат», г. Омск

Брюханова Анастасия Андреевна

научный руководитель, соискатель ученой степени канд. педагогических наук,

БОУ ОО СПО «Омавиат», г. Омск

Важнейшим критерием развития экономической, политической, правовой и социальной сфер, науки и культуры стал уровень информационно-коммуникационных технологий. Процесс движения к информационному обществу имеет глобальный характер и во многом определяет уровень и характер развития экономики государства, векторы социальных процессов, взаимодействие в научной и образовательной среде, а также инновации в области искусства и культуры.

Становится очевидным, что в условиях такого «информационного взрыва» возрастает роль таких качеств, как владение методами и технологией работы с информацией, навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, ее использования для решения профессиональных задач – то есть значительной становится роль информационной культуры и информационной компетентности.

Обобщая взгляды специалистов, исследующих сущность информационной культуры и проблемы ее формирования, можно сказать, что информационная культура – это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации. Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (так называемый функциональный уровень информационной культуры) [1].

При этом Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дает следующее определение понятию «информационная компетентность» – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий [2].

Таким образом, возникает вопрос «Какой же, все-таки, должна быть личность, обладающая информационной культурой и информационной компетентностью?».

Из приведенных выше определений представляется возможным сделать вывод о том, что информационной культурой обладает личность:

имеющая представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;

умеющая создавать и редактировать документы;

умеющая работать с графическим интерфейсом программ;

способная обрабатывать информацию с помощью электронных таблиц;

умеющая использовать базы данных для хранения и поиска информации;

умеющая использовать информационные ресурсы компьютерной сети.

С другой стороны, информационной компетентностью обладает личность:

имеющая мотивацию и потребность к получению знаний, умений и навыков;

способная самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

готовая к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимому для постоянного повышения квалификации и реализации себя в учебной деятельности и профессиональном труде.

Таким образом, информационная культура и информационная компетентность в современных информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека. Информационная культура личности сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиции и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе [3].

Информационная компетентность личности предполагает активную информационную деятельность, потребность самостоятельного поиска, переработки информации, сформированные навыки отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит эффективно осуществлять свою учебную и профессиональную деятельность.

Библиографический список:

Руденко Е.Е., Бернавская М.В. Дидактические основы формирования информационной культуры в процессе подготовки будущих специалистов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: научный журнал / ДВПИ им. В.В.Куйбышева, 2008. – № 4. – С. 51 – 53.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=791

Харченко Г.И. Понятие и сущность информационной культуры педагога [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2371



sitemap
sitemap