Igry



ИГРА — Один из видов деятельности человека. Игру можно рассматривать как непреднамеренное самообучение.

Основные функции игры в жизни человека

Упражнение. В игре осуществляется ориентировочно-исследовательская деятельность, позволяющая определить и закрепить оптимальные формы поведения в различных жизненных ситуациях.

Изменение отношений с действительностью. В игре моделируются условия, отличные от условий деятельности в реальной действительности. Для ребенка игра предоставляет возможность выбора и принятия ответственности.

Способ управления эмоциональным состоянием.

Значение игры для ребенка

Самоанализ. В игре ребенок постоянно сравнивает себя с другими детьми, сопоставляет, анализирует и на основе этого анализа корректирует свое поведение.

Достижение эмоциональной близости с коллективом путем вовлечения ребенка в совместную значимую деятельность.

Приобретение социального опыта, В игре ребенок приобретает опыт улаживания конфликтов, справедливого распределения результатов совместной деятельности, опыт распределения социальных ролей.

Развитие воображения.

Преодоление комплексов и страхов. В игре детям легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует.

Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским временным коллективом и главное — научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:

1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите:

создание и развитие коллектива;

выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально — познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);

занять паузу.

2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру:

младший,

средний младший,

средний старший,

подростковый.

Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.

3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры:

помещение или улица,

территория передвижения,

возможность сидеть в кругу,

актовый зал,

спортивная площадка.

4. На какой стадии находится формирование коллектива:

знакомство,

стадия сплочения,

стадия конфликта,

сплоченный.

5. Количество участников игры:

до 10 человек,

до 20 человек,

до 30 человек,

до 40 человек, и больше…

6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете:

бумага, ручка, скрепки, маркеры

мячи, обручи, скакалки

песок, водоросли, галька

7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры:

5 минут,

10 минут,

30 минут,

2 часа

8. Какой итог игры Вам нужен:

победители,

номинации,

одобрение,

глубокий анализ.

Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна.

Классификация игр

Комплексные игры.

Сюжетно-ролевые игры. В основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются роли между участниками. В основе такой игры могут быть книжные сюжеты.

Тематические ролевые игры. Игры, в которых сюжет развивается самостоятельно, а задана только тема игры.

По содержанию поставленных задач:

на знакомство

на сплочение

розыгрыши

познавательные

развлекательные

По месту проведения:

на воздухе

в воде

в помещении

По количеству участников:

индивидуальные

командные

По скорости и времени проведения:

сезонные

игры-минутки

кратковременные

длительные

По степени активности:

малоподвижные

подвижные

«сидячие»

По наличию реквизита

с реквизитом

без реквизита

По содержанию:

Художественные игры, требующие от участников проявления творческих и художественных способностей:

а) музыкальные: “Песенный аукцион”

б) актерские: “Американский студент”, «Театр Кабуки».

в) изобразительные: “Дополни рисунок”;

г) литературные (лингвистические): “Рассказ на одну букву”.

Спортивные игры, направленные на физическое развитие:

а) игры на местности (в т.ч. “лесные” игры): “Светофор”;

б) эстафеты: “Бег в мешках”, “Бег на трех ногах”;

в) игры-упражнения, тренирующие координацию движений, ловкость, реакцию: “День-ночь”, “Кольцеброс”.

Познавательные игры, активизирующие познавательную деятельность детей и включающие вопросы и задания, связанные с различными областями знаний:

а) “Контакт”, “Города” и т.п.;

б) загадки и головоломки;

в) ребусы, шарады и т.п.

Интеллектуальные (развивающие) игры, направленные на тренировку психических процессов и умственных способностей:

а) памяти: “Запомни символы”.

б) внимания: “Коленочки”, “Муха”;

в) наблюдательности: “Опиши предмет”, “Три перемены в одежде”;

г) логического мышления: “Мой Правый Сосед”;

д) воображения: “Групповой рассказ”, “Верю — не верю”.

Психологические игры, дающие возможность углубиться в мир взаимоотношений с окружающими и с самим собой, направленные на:

а) осознание себя, самопознание: “10 предметов, что меня характеризуют”, “Я — ассоциация”, “Красный стул”;

б) доверие, взаимопонимание: “Зеркало”, “Поводырь”;

в) умение слушать: “Рассказчик”, “Салонный разговор”;

г) достижение согласия и разрешение конфликтов: “Необитаемый остров”, “Покупка”.

ВНИМАНИЕ! Такие игры больше относятся к формату тренинговых упражнений, поэтому проводить их рекомендуется только по согласованию с опытными вожатыми, старшим педсоставом. Принципиально важно УМЕТЬ проводить упражнения, ибо они могут быть опасны для психики ребёнка.

По функциям, связанным с деятельностью отряда:

а) знакомство с людьми и с местностью: “Снежный ком”, “Найти человека”;

б) разбивка на группы: “Молекула”, “Выбери пару”;

в) выявление лидера: “Построения”, “Фотография”;

г) раскрепощение, сплочение группы: “Американская змея”, “Скульптор”;

д) игры с залом: “Гол-мимо”, “Мы охотимся на льва”, “Барыня”;

е) игры – шутки: «Свисток»;

ж) подвижные: «Змея», «Хвост Дракона»;

з) занятие свободного времени: «Лягушка», «Себе-соседу».

Важно понимать, что любую игру нужно классифицировать по каждому признаку, ибо любая игра имеет точно больше 2х функций. Попробуйте в каждой игре найти все возможности, которыми она располагает. Помните, что одни и те же игры можно использовать в разных ситуациях (пример: игра «Хайги-Зумба». Задачи: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива, занятие пустой минутки, развитие внимания, развлечение и др.).Зная о задачах, которые выполняет та или иная игра, вы без проблем сможете использовать в нужное время и нужном месте.



sitemap
sitemap