Воспитательная система класса



Выступление на ШМО клуководителей по теме «Воспитательная система класса» (17.11.2011)

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

При разработке системы воспитания в классе я опиралась на:

● гуманно – личностную технологию «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили;

● методику организации КТД И.П.Иванова;

● идею воспитательного коллектива и идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества А.С. Макаренко;

● идеи С.Т. Шацкого, который подчёркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребёнка в процессе воспитания и обучения С.Т. Шацкий называл творчество и самостоятельность.

Ребёнок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, он идёт в течение всей жизни. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад.

Поэтому в этот период особенно важна грамотная целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей жизни. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Внеклассная деятельность учащихся в моей системе строится на следующих принципах:

• личностный подход в воспитании;

• принцип открытости;

• принцип привлекательности будущего дела;

• принцип деятельности;

• принцип свободы участия;

• принцип обратной связи;

• принцип сотворчества;

• принцип успешности;

• средовой подход в воспитании, включающий различные варианты взаимодействия со средой (семьёй, учреждением культуры,социальными партнерами и т.д.).

Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей.

Школьники обладают различными способностями, но не всегда могут найти им применение, вот здесь на помощь и должен прийти учитель: необходимо помочь ребёнку попробовать свои силы в различных областях творческой деятельности.

Главной целью воспитательной работы считаю создание условий для свободного развития личности, формирование коллектива единомышленников, уважающих друг друга, всегда готовых прийти на помощь друг другу, умеющих достойно выйти из конфликтной ситуации.

Задачи воспитательного процесса

1. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через организацию учебной и внеурочной деятельности.

2. Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся через организацию разнообразных форм жизни коллектива.

3. Способствовать созданию эмоционально – комфортной психологической обстановки, организации индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, создание ситуации успеха.

4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

5. создание условий для успешного развития творческой личности через формирование системы КТД.

6. Создание условий для активного сотрудничества учителя, родителей и детей.

Воспитательная работа в классе идёт по шести направлениям. (слайд)

Направление І «Интеллект»

Задачи:

1. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

2. Создавать условия для развития познавательных интересов.

3. Обогащать представления учащихся об окружающей действительности.

Технологии

— Изучение индивидуальных способностей ученика.

— Проведение внеклассных мероприятий по предметам.

— Учебные конференции, конкурсы, участие в ежегодной научно-практической конференции «Я исследователь» (на школьном и районном уровне).

— Экскурсии в библиотеки, музеи.

Формы работы

• внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений школьников (КВН, игры «Умники и умницы», «Звёздный час», «Посвящение в читатели», «Путешествие по сказкам», викторины и т.д.);

• интеллектуальные марафоны внутри класса, между начальными классами (предметные недели, олимпиады и т.п.).

Направление ІІ «Семья»

Цель: способствовать максимальному сближению родителей и педагогов по формированию развитой личности, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Выявить семьи, уклоняющиеся от воспитания детей, неблагополучные семьи, для индивидуальной работы с ними.

4. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Технологии

— Родительские собрания.

— Скоординированная работа родительского комитета.

— Индивидуальные и групповые консультации.

— Посещение семей.

— Дни открытых дверей.

— Открытые уроки и внеклассные мероприятия, КТД.

Формы деятельности

• тематические классные часы «История нашей семьи», «История моего имени», «Военная летопись нашей семьи»…;

• классные и общешкольные мероприятия, ставшие традиционными: «Посвящение в первоклассники», День Знаний, День Учителя, «Праздник мальчиков и пап», День матери, 8 Марта, «День именинника», «Прощание с начальной школой» и т.д.

• походы, экскурсии, традиционный ежегодный «турслёт», викторины, КВН;

• дни открытых дверей, открытые уроки.

Личные беседы и анкетирование позволяют выявить склонности, интересы и таланты родителей.

Если кому-то трудно определиться, то им предлагаются на выбор следующие варианты непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке:

— оформителями-дизайнерами;

— костюмерами;

— сценаристами;

— актёрами, исполнителями отдельных номеров;

— членами жюри;

— организаторами какого либо классного дела,например экскурсии с выездом в другой город.

Конечно, родители не сразу становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора-координатора, обучает различным способам деятельности. Также следует отметить, что проявление родительской активности происходит индивидуально и к этому надо относиться корректно: кто-то включается сразу, кому-то необходимо значительно большее время. Тем не менее, системность и регулярность такой работы никого из родителей не оставляет равнодушным.

Направление ІІІ «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок».

3. Создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4. Учить детей приёмам преодоления проблем в общении.

С чего же начинать? Конечно, с диагностики. При первой встрече с родителями заполняется анкета. Знакомство с детьми, содержание высказываний родителей, данные анкет, помогают установить, что многие воспитанники достаточно замкнуты, застенчивы, необщительны, трудно сходятся со сверстниками, поэтому важным является воспитание у детей коммуникативных умений, культуры общения. Воспитательный процесс должен, во-первых, побудить детей к общению, во-вторых, войти в сферу их общения, в-третьих, помочь правильно общаться друг с другом. Проще всего это сделать в микроколлективах.

Класс поделен на взводы, в каждом взводе есть командир, его заместитель,библиотекарь,озеленитель,помощник в учебе.

Это позволяет у всех детей формировать ответственность за порученную обязанность. В конце четверти подводятся итоги работы – чем занимались, как помогали друг другу, выполняли ли свои обязанности (за каждое дело, хорошо выполненные обязанности, высокие показатели в учёбе, помощь товарищам, прикрепляется звездочка.Лучший взвод получает небольшие подарки.).

Такая работа помогает сформировать культуру детского общения: умение рассуждать, прислушиваться к чужому мнению, мирно разрешать конфликты. Коллективное обсуждение того, как дети участвуют, чем живут, является важнейшим средством воспитания правильных взаимоотношений. Школьники учатся слушать других, согласовывать свои желания с интересами и желаниями других, что и развивает коммуникативные умения, формирует правильные нормы общения между людьми, навык оценки человеческих поступков, самоанализа (рефлексии).

Формы работы:

* социометрия;

* тематические классные часы «Будем знакомы», «Общение людей», «Я и мои друзья», ролевые игры;

* самопрезентация и самопредставление;

* праздники, конкурсы.

Направление ІV «Гражданин»

Задачи:

1. Воспитывать у учащихся патриотические чувства.

2. Развивать интерес к героическому прошлому нашего народа.

3. воспитывать чувство любви к родному краю, школе.

Технологии

— Изучение государственной символики.

— Изучение выставочного материала по истории школы с последующим его пополнением.

— Организация экскурсий, походов с целью изучения родного края, истории своего села.

Формы работы:

• тематические классные часы «Россия – родина моя», «Моя малая родина Камышлов», «Откуда произошло название нашего города» и т.д.;

. беседы о Днях воинской славы России;

• встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

• посещение воинской части, расположенной на территории города;

• конкурсы, викторины о малой и большой родине, праздники;

• участие в марше, посвящённом празднику Победы.

Направление V «Здоровье»

Цель: воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, сформировать представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека, развивать интерес к различным формам целесообразного времяпрепровождения.

Задачи:

1. Культивировать здоровый образ жизни.

2 Формировать навыки физической культуры и личной гигиены.

3. Способствовать укреплению здоровья учащихся.

Технологии

— Сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

— Организация мероприятий, способствующих укреплению здоровья.

— Проведение Дней здоровья.

— Знакомство с литературой соответствующей тематики.

— Просвещение родителей.

— Обучение способам оздоровления организма через основные учебные предметы.

Формы работы:

• «Весёлые старты», спартакиады, туристические походы;

• Физминутки и динамические паузы на уроках;

• Дни здоровья, уроки здоровья;

• Праздники здоровья;

• Предметные утренники, путешествия в страну Мойдодыра;

• Классные часы, посвященные ЗОЖ;

• Тематические консультации для родителей: «Вредные привычки и как от них избавляться», «Режим дня школьника» и т.д.;

• Профилактические медосмотры, горячие завтраки и обеды, профилактические прививки.

Направление 6 « Юные инспектора дорожного движения»

Цель:пропаганда безопасного поведения на дорогах среди всех слоев общественности города (ДОУ,ОУ,предприятия города),развитие креативных способностей учащихся.

Формы

Выпуск стенгазет, листовок;

Выступление на родительских собраниях,линейках;

Патрулирование улиц города совместно с работниками ГИБДД;

Оформление школьного стенда «Добрая дорога детства»

Проведение общегородских акций «Горка», «Письмо водителю» и т.п.

Формирование выше перечисленных качеств необходимо начинать с первого класса. Именно поэтому при осуществлении воспитательного процесса в своём классе я стараюсь учитывать половозрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, каждого ребёнка принимать, учитывать и воспитывать таким, какой он есть, обеспечивая ему доступные зоны развития. При создании сценариев праздников никто не должен чувствовать себя обделённым вниманием учителя. Поэтому, готовясь к Новому году или к «Посвящению в ученики», празднику 8 Марта, нахожу роль каждому из учеников моего класса независимо от их поведения или успеваемости, что должно обеспечить эмоциональный комфорт детей, удовлетворённость от собственной деятельности. Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они сами выбрали, поэтому при распределении ролей, я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребёнка.

Ожидаемые конечные результаты данной воспитательной системы —

это творческая личность, которой присуще стремление к постоянному обогащению внутреннего мира; умение проявлять терпимость, умение уживаться с другими людьми; с потребностью в охране и защите своего здоровья и всего живого; владеющей коммуникативными способностями и развитым чувством патриотизма.



sitemap
sitemap