Внеурочная деятельность



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

В комплексе умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

Информационно-содержательные, включающие уменияполучить информацию для высказывания, раскрыть темуи главную мысль в изложении и сочинении.

Структурно-композиционные, предполагающие уменияправильно строить текст: умение выделять части в тексте,умение связно и последовательно излагать материал, умениеформулировать вводную и заключительную части текста и др.

Умения, связанные с использованием языковых средств,соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

Умения редактировать текст с целью совершенствованияего содержания, структуры и речевого оформления.

Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчиненности между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста). С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими. В качестве приема, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.

Определенная связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана и т. д. Связь между умениями осознается путем сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы текстом. Приемом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над подробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.

Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых выбираются виды упражнений в связной речи.

Данная программа рассчитана на детей 8 -10 лет.

Цели:

совершенствовать устные речевые навыки учащихся;

формирование речевого этикета учащихся;

формирование у младших школьников письменных речевых умений

(оформление письменной речи в виде изложений, рассказов,

сочинений);

обучение редактированию всех сторон текста: содержания,

структуры и речевого оформления.

Дети должны усвоить:

♦ последовательность работы над текстом;

♦ определение темы и главной мысли;

♦ выделение слов в предложении, важных для раскрытия;

♦ деление текста на части;

♦ составление плана;

♦ выделение главных частей текста в сжатом и выборочном

изложении;

♦ умение редактировать написанный текст.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата

Тема занятия

Словарная работа

Формирование УУД

оборудование

І ТРИМЕСТР

Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста

1-2

06.09.

07.09.

Подробное изложение текста по вопросам «Петя помог»

Гнездо, щебет, птенчик.

Знания о признаках текста. Умение устанавливать последовательность частей в тексте.

Текст напечатан на полосках бумаги.

3-4

13.09.

14.09.

Редактирование текста.

Умение находить и исправлять ошибки в тексте. Умение выделять части в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

5-6

20.09.

21.09.

Восстановление деформированного текста Л.Н.Толстой «Чиж»

Чиж, воля, ни разу не пел.

Умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

Рисунок чижа, текст на полосках бумаги.

7-8

27.09.

28.09.

Восстановление текста с пропущенными словами Г.Скребицкий «Ёлка в лесу»

Лакомились

качан

Умение определять и формулировать тему текста,точно употреблять слова в тексте.

Текст на полосках бумаги, рисунок ели.

9-10

04.10

05.10

Изложение текста по вопросам «Снеговик»

Снежная баба,

вместо

Умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь рпедложений в тексте.

Текст на полосках бумаги,

иллюстрация снеговика.

Выделение из общей работы с текстом ведущих умений

11-12

11.10

12.10

Подробное изложение по рассказу Н.Сладкова «Осенняя ёлочка»

Нарядная, раскину-

лась

Умение использо-

вать языковые сред

ства выразитель-

ности.

Иллюстрация осеннего леса.

13-14

18.10

19.10

Редактирование текста.

Умение исправлять и находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

15-16

25.10

26.10

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

Сыплются

Умение проводить наблюдения по заданной теме,выразительно описывать свои наблюдения

Иллюстрация осеннего леса.

Отработка умений, связанных со структурой текста

17

01.11.

Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке»

Майский жук, колхозники

Умение отличать текст от группы отдельных предложений.

Текст и предложения напечатаны на карточках.

18-19

15.11.

16.11.

Редактирование текста.

Умение определять тему и главную мысль текста.

Памятка «Работа над ошибками»

20-21

22.11.

23.11.

Свободный диктант по рассказу Э.Шима «Бывшие беспризорники»

Беспризорники

Хилый, невдомёк

Умение точно употреблять слова в речи.

Картинки с изображением

ромашек, васильков,

колокольчи-

ков.

22-23

29.11.

30.11.

Сочинение «Снег теперь уже не тот»

Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г.Скребицкого «Воришка»

Обрадовались

прячется

Белка, ручная

Умение отбирать материал по теме.

Умение делить текст на части, составлять план.

Умениеи формулировать вводную и заключительную части.

Рисунки весны

Рисунок белки.

ІІ ТРИМЕСТР

24-25

06.12.

07.12.

Редактирование текста

Умение исправлять и находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

26-27

13.12.

14.12.

Сочинение с заданной структурой текста «Поездка в гости»

Познакомиться

Удивительные

места

Умение определять тему частей в текста, строить части текста, раскрывать главную мысль.

Памятка, фото удивительных мест.

28-29

20.12.

21.12.

Редактирование текста

Умение раскрывать тему и главную мысль

Памятка «Работа над ошибками»

30-31

10.01.

11.01.

Выборочное изложение по рассказу Е.Пермяка «Славка»

Умение выбирать отрывок, соответствующий теме, передавать содержание.

Отпечатанный текст.

32-33

17.01.

18.01.

Редактирование текста.

Умение находить и исправлять ошибки.

Памятка «Работа над ошибками»

Ознакомление с текстом типа описания

34-35

24.01.

25.01.

Сочинение –описание предмета «Моя любимая игрушка»

Упругий удовольствие

Ознакомление с особенностями описательного текста, умение использовать прилагательные в описательном тексте.

План текста, любимая игрушка.

36-37

31.01.

01.02.

Редактирование текста.

Умение раскрывать тему и главную мысль

Памятка «Работа над ошибками»

38-39

07.02.

08.02.

Сочинение –описание игрушки в деловом стиле

Деловой стиль

Умение различать деловой и художественный стили речи, отбирать языковые средства в соответствии со

стилем речи.

План описания.

Памятка.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap