Внеклассное мероприятие Знатоки физики



Внеклассное мероприятие «Знатоки физики»

Автор: Попова Людмила Леонасовна,

учитель физики МБОУ «СОШ №14»

имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.

Вед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы проверить

свои знания и умения, которые вы получили, изучая физику.

Добро пожаловать на турнир знатоков физики! Вас будет оценивать независи-

мое жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Итак, начинаем!

1вед. Добрый день, люди званые, желанные!

Собрались мы сегодня с вами на турнир,

на игру для самых взыскательных и

любознательных.

2 вед. На нашем турнире

все физиками стали,

серьёзные вопросы

должна я вам задать.

Кто – знает, тот ответит,

кто догадался – скажет,

хоть физика коварна,

не унывайте вы.

Сегодня в этом классе

все физиками стали,

задачи не из лёгких

придётся вам решать.

Пусть победят всезнайки,

пытливые ребята,

кто учится серьёзно,

стремится много знать!

Вед. Всё сплошные «что» да «если»,

«почему», «откуда», «как»,

А на них ответы есть ли?

Вас проверю я — вот так!

Вед. Тур 1 «Разминка». Поочерёдно я буду читать загадки, а вы их будете разга

дывать.

Загадка 1 Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились. (весы)

Загадка 2 На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперёд

Нам погоду узнаёт! (барометр)

Загадка 3 В нашей комнате одно

Есть волшебное окно:

В нём летают чудо-птицы,

Бродят волки и лисицы. (Телевизор)

Загадка 4 Он всем несёт тепло и свет,

Его щедрей на свете нет,

К посёлкам, сёлам, городам

Приходит он по проводам. (Электрический ток)

Загадка 5 Никто его не видывал,

А слышать — всякий слыхивал.

Без тела, а живёт оно,

Без языка кричит. (эхо)

Загадка 6 Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (молния, гром, дождь)

Загадка 7 Внутри горит, кругом бурлит,

Вода кипит, чай пить велит,

Вверх пар валит.

(самовар)

Загадка 8 Вечером на земь слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает.

(роса)

Загадка 9 Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает.

(снег)

Вед. Закончился 1 тур, и теперь подведём итоги за первый тур.

(жюри подводит итоги) (выбывает 1 – 2 человека)

Вед. Теперь мы переходим с вами во второй тур, который называется «Житейские

тесты по физике»

На слайдах показываются вопросы и варианты ответов, а вы поднимаете

карточку с правильным ответом. Каждый правильный ответ оценивается в 1

балл.

Слайд 1.

Дверцы шкафа в детской комнате стали скрипеть. Алёша смазал петли маслом, и скрип прекратился. Какое явление он использовал?

А. смачивание поверхностей тел.

Б. уменьшение трения вследствие смазки.

В. поглощение скрипа смазкой

Слайд 2.

Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона из-под духов. Алёша подержал горлышко в горячей воде и вынул пробку. Какое явление помогло Алёше?

А. тепловое расширение: при нагревании тела расширяются.

Б. диффузия: при нагревании её скорость возрастает.

В.отталкивание молекул: при нагревании молекулы вещества сильнее отталкиваются друг от друга.

Слайд 3.

На экскурсии Алёше преградил путь арык. Алёша разбежался и легко перемахнул через него. Какое явление использовал Алёша.

А. уменьшение трения между подошвами ног и землёй.

Б. уменьшение силы тяжести, действующей на человека при разбеге.

В. явление инерции, которая сохраняет скорость, приобретённую при разбеге во время прыжка.

Слайд 4.

Алёшина бабушка разбила медицинский термометр. Алёша сразу же собрал всю пролитую ртуть и проветрил комнату. Почему он это сделал?

А. на капельках ртути можно поскользнуться и упасть.

Б. чтобы капельки ртути не попали на одежду и не испортили её.

В. потому что ртуть ядовита и легко испаряется.

Слайд 5.

Алёша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжёлой, и её ручки больно врезались в ладонь. Тогда Алёша подложил под ручки сложенный лист бумаги, и нести покупки сразу стало удобнее. Как это явление объяснить.

А. бумага мягче ручек сумки, поэтому ладони болеть не будут.

Б. подложив бумагу, он уменьшил трение между ладонью и ручками.

В. Алёша уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения

Вед. Подводим итоги 2 тура. (1 – 2 чел. выбывают)

Вед. Теперь мы переходим с вами в третий тур, который называется «Задачи для смекалистых»

Вам предлагаются небольшие задачки на применение формул, изученных в 7 классе. Решаете и выбираете правильный ответ и поднимаете карточку.

Задача 1 (на расчёт скорости)

Автомобиль «Москвич» за 0,5 ч проехал 51 км, с какой скоростью он двигался, если считать его движение равномерным?

А. 255 км/ч

Б. 102 км/ч

В. 51 км/ч

Задача 2 (на расчёт силы тяжести или веса)

Определите силу тяжести, действующую на трактор Т – 74, масса которого 5,7 т (принять g = 10 Н/кг)

А. 570 кН

Б. 57 кН

В. 5700 Н

Задача 3 (на умение различать силы)

Спортсмен удерживает на руках поднятую штангу. Какая сила действует на его руки?

А. сила тяжести

Б. сила упругости

В. вес тела

Задача 4 (на понимание явления инерции)

При выходе из воды животные (например, собаки) встряхиваются, чтобы сбросить с себя влагу. На каком физическом явлении основано это действие?

А. на действии силы

Б. на инерции

В. на тяготении

Задача 5 (на понимание понятия «давление»)

Зачем у лопаты верхний край , на который надавливают ногой, делают изогнутым?

А. для удобства

Б. для уменьшения давления на ступню

В. для увеличения давления на землю

Вед. Вот и закончили мы 3 тур. Подведём его итоги. (Выбывают 1 – 2 человека)

И теперь благополучно перебираемся в последний 4 тур «Знатоки истории».

Вариант 1

Каждому даётся кроссворд. Необходимо узнать имя учёного-физика,

зашифрованное в вертикальной строке кроссворда.

1 А

К

В

А

Л

А

Н

Г

2 М

Е

Т

Р

3 Э

Х

О

Л

О

Т

4 Б

А

Т

И

С

К

А

Ф

5 К

О

М

П

А

С

6 Н

Е

Ф

Т

Ь

7 М

Е

Д

Ь

Аппарат для дыхания человека под водой.

Приспособление для измерения длины.

Прибор для измерения глубины.

Аппарат для изучения морских глубин.

Прибор для определения сторон света.

Жидкое полезное ископаемое.

Металл красного цвета.

1. Г

Л

О

Б

У

С

2. У

Р

А

Г

А

Н

3. Л

Е

Д

4.М

И

Г

5. В

О

Л

Г

А

6. Э

В

Е

Р

Е

С

Т

7.М

А

Й

Модель Земли.

Очень сильный ветер.

Твёрдая вода.

Очень малый промежуток времени.

Великая русская река.

Самая высокая вершина на Земле.

Последний месяц весны.

2 ВАРИАНТ тура «Знатоки истории»

Вед. Вашему вниманию будут поочерёдно предоставляться подсказки, по которым вы должны будете угадать, о каком великом учёном идёт речь. С каждой подсказкой число баллов уменьшается на 1. (максимально 5 баллов)

Подсказка 1

1.Он – один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

Подсказка 2

2.Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

Подсказка 3

3.Он – крупный изобретатель.

Подсказка 4

4.С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

Подсказка 5

5.По легенде, ему принадлежит возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Архимед)

Подсказка 1

1.Ещё в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.

Подсказка 2

2.После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

Подсказка 3

3. Им открыт принцип относительности движения.

Подсказка 4

4.Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.

Подсказка 5

5.Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза. (Галилео Галилей)

Подсказка 1

1.Он жил в IV в. до н.э.

Подсказка 2

2.Он был воспитателем Александра Македонского

Подсказка 3

3.Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.

Подсказка 4

4. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.

Подсказка 5

5. Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке 1000 лет. (Аристотель)

Подсказка 1

1.Он был политиком и научную работу сочетал с административной, со службой государственным интересам.

Подсказка 2

2. Он создаёт интегральное дифференциальное исчисление.

Подсказка 3

3.Он «раскрывает» солнечный луч, познаёт тайну спектра.

Подсказка 4

4.Он конструирует телескоп – рефлектор и микроскоп.

Подсказка 5

5.По легенде, он открыл закон всемирного тяготения, когда ему упало на голову яблоко. (Исаак Ньютон)

Подведение итогов, награждение победителей!

Литература:

Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – Вако, 2006

Семке А.И. Нестандартные задачи по физике: Для классов гуманитарного профиля. –АСТ Академия развития Астрель, 2007

1000 и одна загадка: Сборник загадок. Сост. М.Е. Фрид. Ил. А.М. Кананян, М.А.Кананян. – М.:Пилигрим, 1997



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap