Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Когда мы говорим о женском идеале какого-либо писателя, это значит, что в ней воплощены те качества, которые он считал для женщины главными. Для Пушкина – это Татьяна Ларина, для Толстого – Наташа Ростова…
Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем отрезке ее жизни, с 1805 по 1820 год.
Частичными прототипами Наташи послужили жена писателя Софья Толстая и его свояченица Татьяна Берс — музыкальная женщина, с редким по красоте голосом.
Наташа предстаёт перед читателем тринадцатилетней. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…»
Она своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем.
Толстой не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки. (Видеофрагмент из фильма).
Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконскому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет и горе близким девушки. Но страдает и сама Наташа. Тяжелое нравственное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной. «Меня мучит только то зло, которое я ему сделала», — признается девушка Пьеру.
Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. В период войны она ведет себя уверенно и мужественно. И тогда она вновь встречает князя Андрея Болконского. Во время их свидания в Мытищах Толстой раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродившись, стала еще «больше, лучше, чем прежде» (картина – автор Пастернак).
Наташа до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, — она не испытывает духовного надлома.
Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиления”, которое охватило ее душу. Оно и стало смыслом дальнейшего существования Наташи.
В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по особенному, не умом, “а всем существом своим ”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены все люди, земля, воздух, страны и народы.
Я так же считаю, что именно женщины подобные Наташе были идеалами того времени. И убедиться мне в этом помог ещё один женский персонаж, но уже из другого литературного произведения, о котором я уже упоминал в начале своего выступления. «Татьяны милый идеал» Пушкина.
И действительно, Ростова и Ларина во многом похожи.
Взять, к примеру, внешность. Ни Толстой, ни Пушкин не наделяют своих героинь привлекательной внешностью, и акцентируют на этом внимание:
«Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива…» (о Лариной)
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…» (о Ростовой).
Но оба автора взамен наделяют своих героинь богатым внутренним миром.
И Толстой, и Пушкин в своих произведениях так же показывают нам, как меняются их идеальные женщины со временем. Толстой в конце романа говорит о Наташе как о «сильной, красивой и плодовитой самке». Пушкин же пишет о Тотеяне следующее:
« Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней…»
Итак, именно такими видели идеальных женщин Толстой, и Пушкин, и я присоединяюсь к их мнению.
От себя могу лишь добавить, что таких женщин не хватает и в наше время. Да и не только женщин, надо сказать. Каждому из нас стоит меньше отдавать себя ежедневной рутине, почаще задумываться о создании своей, крепкой и здоровой семьи.