Эконом. теория



1.ДЕНЬГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ДЕНЕГ. ВЫПУСК ДЕНЕГ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДЕНЕЖНОЙ ЭМИССИИ.Деньги являются специфическим товаром, с натуральной формой которого соединилась общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег в том, что: 1) деньги являются всеобщим товарным эквивалентом, 2) служат средством всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, драгоценности и т.д.; 3) улучшают условия сохранения стоимостиФункции денег:1) как мера стоимости. Оценка стоимости товаров путем установления цен. При металлическом обращении эту функцию исполняли золото и серебро, формой проявления стоимости товара является цена. Не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров. Для соизмерения цен всех товаров служит масштаб цен (весовое содержание золота в денежной единице). 2) Средство обращения, Т-Д-Т. Эту функцию выполняют реальные или наличные деньги и знаки стоимости (бумажные и кредитные). Обмен распадается на 2 самостоятельных акта: продажа товара (Т-Д); покупка товара (Д-Т). Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. 3) Средство платежа, Д->Д. Платёж – движение денег независимо от движения товаров. Деньги используются при продаже товаров в кредит и выплате заработной платы.4) Средство накопления, Т-Д. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. 5) Мировые деньги. Выступали в виде слитков золота 995 пробы в докапиталистическом периоде. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства (СДР-спец. права заимствования-МВФ, евро-ЕЦБ, нац. валюта-йена).Эволюция и современные виды денег.1) Товарные деньги. Деньги появились с момента возникновения необходимости обмена. В рамках натурального хозяйства не было необходимости возникновения денег. Со временем обменные связи стали настолько широкими, что стало сложно одинаково выражать стоимость 1 товара через количество многих других товаров. 2) Поэтому появляются металлические деньги, бывшие долгое время в форме орудий труда, украшений. Во многих странах долгое время в роли денег выступало золото, серебро и др. металлы.Первые монеты появились почти 26 веков назад в Древнем Китае и Древнем Лидийском государстве. В Киевской Руси первые чеканные монеты относятся к 9–10 вв. К золотому обращению страны перешли во 2-й половине 19 в., которое просуществовало до 1 мировой войны.Золото выдвинулось на роль эквивалентного товара из-за особых качеств: однородность, прочность, сохраняемость, делимость, компактность, легкость перемещения с места на место и т.д.Деньги в своем развитии выступали в 2х видах: действительные деньги и знаки стоимости. Действительные деньги – деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости.Знаки стоимости (заместители действительных денег) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной. Различают бумажные деньги и кредитные деньги.3) бумажные деньги (обычно выпускаются государством для покрытия своих расходов), возникшие в результате отделения обозначения на металлических деньгах номинала от реального веса — знаки стоимости. В России с 1769 г. право выпуска бумажных денег принадлежит государству. 4) Кредитные деньги – вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, выпуск в обращение производят обычно банки при выполнении кредитных операций, основа современного платежно-расчетного механизма. Вексель – письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте. Различают простой и переводной векселяотличие которых в том, что плательщиком по простому векселю является лицо, выдавшее вексель, а по переводному – какое-то третье лицо. Коммерческий вексель – вексель, выдаваемый под залог товара. Банковский вексель – вексель, выдаваемый банком своему клиенту.Банкнота – бессрочное долговое обязательство, обеспеченное гарантией ЦБ страны. Банкноты выпускаются строго определенного достоинстваи по существу они являются национальными деньгами на всей территории государства. Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека определенной суммы. Различают 3 основных вида чеков: именной – на определенное лицо без права передачи; предъявительский – без указания имени получателя; ордерный – на определенное лицо, но с правом передачи по индоссаменту. С помощью электронных денег осуществляется подавляющая часть межбанковских операций. Внедрение ЭВМ создало условия для замены чеков и чековых книжек кредитными картами. Кредитные карты все шире применяются в розничной торговле и сфере услуг. В зависимости от формы существования различаются наличные и деньги безналичного оборота.Выпуск денег в хозяйственный оборот, понятие и виды денежной эмиссии.Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безнал. деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам, а наличные, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операцион. касс. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.^ Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Различают 2 вида эмиссии: — эмиссия наличных денег – это их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу. На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности ЦБ прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. В РФ эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные расчетнокассовые центры, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.эмиссия безналичных денег: первична – прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.^ Банковский мультипликатор – это коэффициент увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Процесс мультипликации непрерывен, поэтому коэффициент рассчитывается за определенный период времени и показывает, насколько за год или расчетный период времени увеличилась денежная масса в обороте. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом. Подсвободными резервами (избыточными резервами) коммерческого банка понимается совокупность ресурсов, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка складывается из его капитала; привлеченных ресурсов; централизованного кредита, предоставленного ему ЦБ; межбанковского кредита за вычетом отчислений в централизованный резерв, находящийся в распоряжении ЦБ, и резервов самого коммерческого банка, то есть Ср = К+ ПР + ЦК ± МБК- ОЦР-А0. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: По вопросу происхождения существуют 2 концепции:1) рационалистическая: объясняется соглашениями между людьми, убеждённых в том, что для передвижения стоимости в меновом обороте необходимы специальные инструменты;2) эволюционная: доказывает происхождение денег помимо воли людей, когда из товарного мира выдвинулся особый товар, выполняющий роль денег.

^ 2. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ. ПРОПОРЦИИ ТОВАРНОЙ И ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ НА РЫНКЕ, ОСОБАЯ РОЛЬ СКОРОСТИ ОБРАЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.Денежная масса — совокупность наличных и безналичных покупательных, платёжных и накопленных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которыми располагают частные лица, собственники и государство, является объектом регулирования со стороны ЦБ. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидностиДенежные агрегаты служат измерителями денежной массы в обращении: М1 – наличные деньги, счета «до востребования». Обслуживает операции по реализации ВВП, распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.^ М2М1 + срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, краткосрочные гос. ценные бумаги.М3 = М2 + крупные срочные вклады, ценные бумаги на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями. М4 = М3 + различные формы депозитов в крупных кредитных учреждениях.Равновесие наступает при ^ М2>М1, оно укрепляется при М2+М3>М1. в этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.^ Пропорции товарной и денежной массы на рынке: Людей всегда интересовало, какое количество денег необходимо для обслуживания товарооборота и как это количество влияет на экономику. По формуле Фишера (M*V = P*Q) определяется количество денег необходимых для обращения: М = P*Q/V, гдеМ – масса денег, Р – цена, Q – количество товаров, V – скорость обращения. Отсюда видно, чем больш+е созданный национальный продукт (товарная масса), тем больше денег должно находиться в обращении. С увеличением товаров Q, надо увеличить и денежную массу. ^ На количество денег М влияют факторы:1) изменение количества произведенной продукции; 2) уровень цен на товары и услуги; 3) скорость обращения денежных единиц. ^ Денежное обращение – это движение денежной массы в наличной и безнал. формах внутри страны. Скорость обращения денег — показатель их движения в качестве средства обращения и средства платежа. ^ Показатели скорости роста оборота денег: 1) скорость возврата денег в кассы ЦБ (сумма поступлений денег в кассы банка / среднегодовая масса денег в обращении; 2) скорость обращения денег в налично-денежном обороте (сумма поступлений и выдачи наличных денег / среднегодовая масса денег в обращении). Ускорению обращения денег способствуют внедрение ЭВМ, применение электронных средств денежных расчётов. ^ Факторы, влияющие на скорость обращения денег:1)Общеколичественные факторы — это темп роста производства (при сокращении деньги крутятся), движение цен, подъем или кризис; 2) Денежные (унитарные) факторы – соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного обращения, быстрота расчетов, совершение, форма применяемых расчетов.^ Закон денежного обращения: денежная масса в обращении * скорость денежного обращения = сумме цен реализованных товаров и услуг. Если в обороте > денег, чем их требуется для обслуживания хозяйства, то наступает обесценивание денег — инфляция. Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О ЦБ РФ», «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

3. ^ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА. БЕЗНАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.Денежный оборот — процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формахОн является частью платежного оборота страны, при этом деньги, находясь в обороте, выполняют функции платежа, обращения и накопления. Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег, по которым они движутся навстречу друг другу, например между ЦБ и коммерческими банками; между предприятиями и организациями; между банками и предприятиями; между банками и населением; между физ. лицами и т. д.^ Структуру денежного оборота можно охарактеризовать по экономическому содержанию и по форме функционирующих в нем денег. По экономическому содержанию отдельных частей денежного оборота, обслуживающему разные сферы денежных отношений, его можно подразделить:– на денежно-товарный оборот (денежно-расчетный), обслуживающий рынок средств производства, рынок продуктов потребления и услуг, рынок рабочей силы;– на денежный оборот, связанный с платежами нетоварного характера (денежно-кредитный и денежно-финансовый обороты), обслуживающий рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг, валютный рынок.^ В зависимости от формы функционирующих в нем денег:Налично-денежный оборот – часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный промежуток времени, это процесс непрерывного обращения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Налично-денежный оборот в РФ организуется государством в лице ЦБ. Этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. В российской действительности наличные деньги обслуживают также и большую часть хозяйственных связей юридических лиц, особенно частных предпринимателей.^ Безналичный оборот – это сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов. Данный оборот составляет значительную часть денежного оборота страны. В безналичных расчетахнаходит свое выражение безналичный денежный оборот. Они в основном свойственны юр. лицам.^ Различают следующие основные формы безналичных расчетов:Расчеты платежными поручениями – плательщик представляет в обслуживающий его предприятие банк расчетный документ, содержащий поручение о перечислении (переводе) определенной суммы со своего счета на счет получателя средств.Расчеты в порядке плановых платежей – используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Аккредитивная форма расчетов – оплата предъявленных поставщиком документов об отгрузке товаров или оказании услуг производится банком поставщика (в котором у него открыт расчетный счет) за счет средств плательщика, находящегося на его расчетном счете в другом, обычно иногороднем, банке. Банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении плательщика. Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Чеки используются как физ. и юр. лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами РФНе допускаются расчеты чеками между физ. лицами. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней.Расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.Зачет взаимных требований – перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество в относительной простоте и экономичности. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств.Акцептная форма расчетов. Акцепт — это согласие на оплату расчетного документа в определенный срок. Применяются между поставщиками и покупателями (заказчиками) за отгруженные товары или оказанные услуги. Эта форма расчетов позволяет покупателю контролировать выполнение поставщиком условий договора: сроков, условий поставки и цен.Межбанковские расчеты. Расчеты между банками на территории России производятся через расчетно-кассовые центры, созданные Центральным банком РФ. Банковские операции по расчетам могут осуществиться и по корреспондентским счетам банков, открываемым другу друга на основе межбанковских соглашений.^ 4. ИНФЛЯЦИЯ: ТИПЫ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы и порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, обесценение доходов предприятий и населения. Типы инфляции:1) ^ Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара). Она обусловлена следующими факторами: • Рост денежных доходов работников, • Рост прибыли предприятий, • Приток иностранной валюты в страну, • Характерна полная занятость.2) ^ Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.3) ^ Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.4) Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу.5) ^ Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.6) Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

7) ^ Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.Виды инфляции:1. По характеру инфляционного процесса: — открытая – не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен; — скрытая, или подавленная – государство устанавливает жёсткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита, допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на неё; — инфляционный шок – резкое повышение цен.2. По месту распространения: локальная – охватывает группу стран или всю глобальную экономику.3. По темпам повышения цен: — ползучая (регулируемая) – цены поднимаются постепенно, рост цен менее 10 % в год. Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. галопирующая (быстрая) — (годовой рост цен от 10 до 50 %) свидетельствует не только о расстройстве денежного обращения, но и о серьёзных нарушениях в кредитно–денежной сфере. Развитие экономики затруднено, но возможно, может вызвать тяжёлые экономические и социальные последствия. Опасна, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах.

 гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч % в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды. ^ Социальные последствия:а) является своеобразным сверхналогом на все слои населения, от которых никто не может защититься; б) ухудшает материальное положение работников наёмного труда; в) наносит ущерб лицам творческих, свободных профессий, обесценивая их большие, но нерегулярные доходы; г) подрывает занятость населения.^ Экономические последствия:а) снижается объем производства; б) происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции; в) расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен; г) ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг; д) обесцениваются финансовые ресурсы государства.^ Антиинфляционная политика.Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.1. Дефляционнаярегулирование денежного спроса через денежнокредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Приводит к замедлению экономического роста.^ 2. Политика доходов: параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста.3. Денежная реформа – это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения, осуществляется различными методами: 1. Нуллификация — объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введение новой валюты. 2. Реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. 3. Девальвация – снижение золотого содержания ден. единицы, а после 2 мировой войны – официального валютного курса к доллару США или евро. 4. Деноминация – метод «зачеркивания нулей», т. е. укрепление масштаба цен.

^ 5. ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО ВЕЛИЧИНУ, ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС СТРАНЫ.Важным элементом международных валютных отношений является валютный курс как измеритель стоимостного содержания валют. Это соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью и рядом других факторов. Валютный курс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовых операций. На валютный курс влияют следующие факторы:Политическая обстановка в стране,— Состояние экономики: 1) Темп инфляции; 2) Состояние платежного баланса страны (соотношение между поступлением валюты из-за границы и платежи за границу); ^ 3) Разница процентных ставок в разных странах;4) Деятельность валютных рынков и спекулятивные элементы на них: валютный арбитраж;5) Степень использования определенной валюты в международных расчетах и на еврорынке;6) Ускорение или задержка международных платежей;7) Степень доверия к валюте на мировом и национальном рынках;8) Валютная политика государства.^ Классификация валютного кура по признакам:1)Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров 2 стран, взятых в соответствующей валюте (отношение стоимости рабочей силы в 2 странах).^ 2)Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны. Зависимость между номинальным и реальным обменным курсом имеет вид:ER = EN * Pd / Pfгде ER – реальный валютный курс; EN – номинальный валютный курс; Pd – уровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте; Pf – уровень цен за рубежом, выраженных в иностранной валюте.^ 3)Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы — это такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен.Стоимостной основой валютного курса служит паритет покупательной способности (ППС).ППС – уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них. Согласно данной концепции, валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах: r = Pd / Pf.Абсолютный вариант ППС — цены одного и того же товара на рынках будут равны, если их выразить в одной из валют и эти товары производятся в обеих странах.Относительный вариант ППС — абсолютные цены на один и тот же продукт в разных странах могут быть различными, но динамика изменения этих цен за определенный период должна быть близкой.Валютный курс зависит от состояния платежного баланса страны, который отражает баланс внешнеэкон. операций, движения капиталов и доходов за определенный период времени. В большей степени на состояние валютного курса реагируют те статьи платежного баланса, в которых отражаются текущие операции.Платёжный баланс — это статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени. Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная МВФ). Статьи платёжного баланса:1. Счёт текущих операций: A. Торговый баланс B. Баланс услуг C. Текущие трансферты2. Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами:A. Счёт операций с капиталом B. Фин. счёт (прямые, портфельные и другие инвестиции, резервные активы)Торговый баланс — соотношение между поступлениями по экспорту и платежами по импорту товаров — становится активным, если вывоз товаров превышает ввоз. Баланс услуг.Услуги приобретают всё большее значение в международной торговле. Весьма важной частью счёта текущих операций является также баланс факторных доходов, поскольку в этом подразделе учитывается доход от заграничных инвестиций или платежи по иностранным инвестициям. Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментамиВ этом разделе отражаются торговые кредиты и авансы, предоставленные и привлечённые; ссуды и займы, предоставленные и привлечённые; наличная иностранная валюта; остатки на текущих счетах и депозиты; просроченная задолженность и т.д.^ 6. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТА, ФОРМЫ И ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ КРЕДИТОВАНИЯ. ФУНКЦИИ И ЗАКОНЫ КРЕДИТА.Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Сущность кредита можно определить как движение стоимости на началах возвратности в интересах реализации общественных потребностей. С юридической точки зрения — это договор, юридически оформленная сделка о займе или ссуде. С экономической точки зрения — экономическая категория, выражающая определенные экономические отношения между кредитором (ссудодатель) и заемщиком (ссудополучатель). Кредит — форма движения ссудного фонда. Ссудный фонд — совокупность ресурсов, предоставляемых субъектами кредитных отношений друг другу.^ Формы кредита:1. В зависимости от ссуженной стоимости: — Товарная (предоставление и возвращение ссуды в форме товарных стоимостей);- Денежная,- Товарно-денежная (смешанная, например, лизинг, коммерческий кредит). 2. Участники кредитной сделки, цели кредита: — Банковский кредит (предоставляемый банками);- Государственный;- Ипотечный (долгосрочный кредит под залог недвижимого имущества);- Лизинговый кредит (передача в лизинг основных средств производства / иного имущества в длительное пользование, финансирование приобретения движимого и недвижимого арендуемого имущества);- Коммерческий кредит (в товарной форме в виде отсрочки платежа при продаже товара);- Потребительский,- Факторинговый кредит (операции, связанные с уступкой поставщиком (кредитором) другому лицу (фактору) долговых требований, подлежащих оплате плательщиком (должником) и передачей фактору права получения платежа по ним).4. Способы предоставления: прямая и косвенная (для кредитования других субъектов). 5. Сфера функционирования: национальный и международный кредит.В России кредиты делятся по видам в зависимости от:1) срока оплаты ссуды (краткосрочные — до 6 месяцев, среднесрочные — от 6 месяцев до 1 года, долгосрочные — свыше 1 года);2) объекта кредитования (приобретение сырья, топлива, материалов в промышленности, приобретение разнообразных товаров в торговле; затрат по растениеводству и животноводству в сельском хозяйстве);3) отраслевой направленности (в промышленность, строительство, на транспорт, в торговлю);4) обеспеченности (прямые — ссуды выдают под конкретные товарно-материальные ценности; косвенные — предоставляются на покрытие кассового разрыва в платежном обороте; необеспеченные);5) платности за использование (платные — заемщик платит процент, бесплатные — заемщик лишь возвращает долг без оплаты процента).В мировой практике используются и другие классификации, например, кредит для юр. и физ. лиц.^ 5 основных принципов кредитования:1) Принцип срочности означает, что кредит даётся на однозначно определённый срок. 2) Принцип возвратности (в договорной срок вся сумма кредита должна быть возвращена полностью). 3) Принцип платности (за право пользования кредитом заёмщик должен заплатить оговоренную сумму %).4) Целевой характер кредита, его назначение определяет, прежде всего, кредитополучатель, однако и банк при выделении кредита исходит из его назначения, из конкретного объекта кредитования, проекта.5) Принцип материальной обеспеченности кредитования означает, что кредитополучатель должен осуществить прокредитованный проект, приобрести те товарно-материальные ценности или осуществить затраты, под которые выдан кредит.^ Функции кредита: 1) перераспределительная, при его помощи свободные денежные капиталы и доходы аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование;2) экономия издержек производства;3) контрольная функция – банк жестко контролирует кредит;4) ускорение научно-технического процесса;5) обслуживание товарооборота.^ Законы кредита:а) возвратность; б) срочность; в) платность; г) дифференцированность; д) обеспеченность; е) целевое использование.Дифференцированность кредитования означает, что коммерческими банками ссуда должна предоставляться только тем хозяйствующим органам, которые в состоянии его своевременно вернуть.

^ 7. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, ГРАНИЦЫ И РОЛЬ. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ ССУДНОГО ПРОЦЕНТА.Ссудный % — это своеобразная цена за временное пользование ссудным капиталом. Функционирует на основе кредитных отношений. Он выражает отношения кредитора и заемщика, которые имеют свои специфические интересы при получении и уплате %. Движение таково: Д-Д’, т.е. Д’-Д=∆Д, где Д стоимость ссуды; Д’ — наращенная сумма долга; ∆Д — приращение к ссуде, выступающее в виде платы за кредит. В отличие от кредита ссудный % предполагает не возвратное, а безвозвратное распределение стоимости произведенного продукта, лишь стоимости прибавочного продукта в его превращенной форме – прибыли. Ссудный % является прямым вычетом из прибыли, остающейся в распоряжении заемщика. Величина % зависит от уровня ставки % и суммы кредита, полученного заемщиком.^ Функции ссудного процента:При помощи перераспределительной функции происходит передача части прибавочной стоимости (прибыли) хозяйствующих субъектов и доходов населения кредитору за пользование ссуженными денежными средствами, являющимися эквивалентом потребительной стоимости кредита.^ Стимулирующая функция состоит в том, что судный % является важнейшим стимулом эффективного использования заемных средств и их своевременного возврата.Регулирующая функция заключается в том, что ссудный % порождает движение денежных средств на рынке ссудных капиталов, создавая условия для аккумуляции свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения, превращая их в ссудный капитал. Экономические границы ссудного процента: Нижняя: определяется уровнем рентабельности кредитора, т.е. его доход (%) должен оправдывать занятие кредитным делом.Верхняя: определяется уровнем рентабельности заемщика, т.е. % не должен изымать всей полученной им прибыли в результате производительного использования кредита.^ ДОПОЛНИТЕЛЬНО: «Верхняя граница банковского % определяется в основном рыночной ценой кредитов, а также надежностью и кредитоспособностью конкретного заемщика. Нижняя определяется внутренними издержками кредитного управления (отдела) банка».Ссудный % играет огромную роль в экономике. В соответствии с основами экономической теории ссудный % в развитой рыночной экономике должен стремиться к величине, несколько меньшей средней нормы прибыли в отраслях экономики. Заемщики должны иметь возможность оплатить кредит из прибыли.^ Основы формирования уровня ссудного %. Существующие теории ссудного % исходят из наличия неразрывной взаимосвязи между спросом и предложением средств, объемом сбережений и инвестиций, % и доходом как элементами единой системы. Классическая теория предполагает, что единственными переменными, которые воздействуют на норму % являются инвестиции и сбережения, не учитывает воздействие спроса и предложения на других рынках. Неоклассическая теория ссудных фондоврасширяет понятие спроса и предложения капитала, дополняя его спросом на кассовую наличность и приростом денежной массы, норма % выступает в значительной степени денежным феноменом. В теории, разработанной Кейнсом, норма % определяется в качестве вознаграждения за расставание с ликвидностью. Особенность состоит в предположении, что норма % складывается в результате взаимодействия спроса и предложения денежных средств. Западными экономистами признается положение о том, что на макроуровне рыночная норма % испытывает непосредственное влияние инфляционных процессов. Впервые было выдвинуто И. Фишером, который определял номинальную ставку % как функцию реальной нормы % и ожидаемого темпа инфляцииi = r +е, i – номинальная, или рыночная, ставка %; r – реальная; е – темп инфляции.Только в особых случаях, когда на денежном рынке не происходит повышения цен (е = 0), реальная и номинальная процентные ставки совпадают.Номинальная процентная ставка определяется по формуле: i = (1 + r) (1 + е) — 1 = r + е + r • е, и соответственно уровень реального процента выражается как В условиях развития рыночных начал в экономике России в сфере кредитных отношений уровень ссудного % стремится к средней норме прибыли в хозяйстве.При формировании рыночного уровня ссудного % на отклонение его величины от средней нормы прибыли влияют как общие факторы, действующие на макроуровне, так и частные, лежащие в основе проведения процентной политики отдельных кредиторов. К числу общих относятся: соотношение спроса и предложения заемных средств; регулирующая направленность политики ЦБ РФ; степень инфляционного обесценения денег.

^ 8. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ КРЕДИТНОЙ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМ СТРАНЫ. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.По сущности своей кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с предоставлением, использованием и погашением ссуд на условиях возвратности, платности и срочности. С функциональных позиций кредитная система − это совокупность видов и форм кредита (6 вопрос), где он выступает рядовым элементом. С институциональной точки зрения кредитная система — система кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих всю сферу кредитных отношений (банки, финансовые компании, фондовые и валютные биржи, страховые компании и т. п.). Ядро всей кредитной системы составляет банковская системаЦБ проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Банковская система России – совокупность банковских учреждений. Включает в себя 3 группы кредитно-финансовых институтов: ^ 1. Центральный банк 2. Коммерческие банки 3. Специализир. кредит.-фин. учреждения.ЦБ является важнейшим орудием макроэкономического регулирования экономики, монополизирует выпуск (эмиссию) кредитных денег в наличной форме (банкнот), аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, официальные золотовалютные резервы государства, осуществляет кредитование коммерческих банков, кредитует и выполняет расчетные операции для правительства, осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.Коммерческие банки – кредитные учреждения универсального характера, которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчет и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства.Специализированные кредитно-финансовые учреждения занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. К ним относятся:Инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства. Страховые компании, главная функция которых —страхование жизниимущества и ответственностиПенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя, таким образом, финансирование долгосрочное, экономики и государства. Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Денежная система РФ и механизм ее функционирования.Денежная единица — рубль. Масштаб цен устанавливается государством. Виды денег — банкноты, разменные монеты. Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране. Основными элементами денежной системы являются:1. Наименование денежной единицы и ее частей — возникает исторически, но полностью зависит от государства. 2. Виды государственных денежных знаков: банковские билеты (банкноты), казначейские билеты и разменная монета — определяются специальными законами государства или актами правительства. 3. Масштаб цен — весовое содержание золота в денежной единице. 4. Валютный курс — соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран, определяемое в основном их покупательной способностью. 5. Порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков — эти процессы регулируются внутренним законодательством страны с учетом экономического и валютного положения. 6. Регламентация безналичного денежного оборота — путем установления государством порядка функционирования денег, зачисленных на счета. 7. Правила вывоза и ввоза национальной валюты и организации международных расчетов — ориентированы для обслуживания оборота внутри страны. 8.Государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование — обычно выступает ЦБ РФ.Типы денежных систем:1.Система биметаллизма – ДС, где роль всеобщего эквивалента была законодательно закреплена за 2 металлами.2.Монометаллизм – это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за золотом.3. ^ Бумажно-кредитная денежная система – ДС, где роль всеобщего эквивалента законодательно закреплена за бумажными ден. знаками с принудительным их обращением и номин. стоимости установленной государством.Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) осуществляют: ЦБ (банковские билеты — банкноты), казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки. Правовой основой функционирования ДС России является Закон от 25 сентября 1992 года «О денежной системе РФ». Современная, нынешняя денежная система РФ сформировалась с момента денежной реформы 1998 г. и основывается на признании в качестве официальной денежной единицы рубля.^ 9. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ.ЦБ РФ (Банк России) — главный банк 1 уровня, эмиссионный, денежно-кредитный институт РФ, выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа кредитной системы страны, орган экономического управления. ЦБ контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций. Осн. закон о ЦБ – ФЗ «О ЦБ РФ», принят 27 июня 2002 года Гос. Думой.^ Банк России выполняет следующие функции:• эмиссионная функция: наличность попрежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств;• функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, т. е. каждый банк – член национальной кредитной системы – обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. • функция кредитования коммерческих банков характерна для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. В развитой рыночной экономике подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей;• предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства накапливаются на счетах в ЦБ и расходуются с них;• клиринговая функция, или функция проведения безналичных расчетов.Целями деятельности Банка России являются:— защита и обеспечение устойчивости рубля;- развитие и укрепление банковской системы РФ;- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Основные виды деятельности ЦБ РФ: проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета.

^ 10. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА. ОПЕРАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.Коммерческий банк — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юр. и физ. лиц. Современные коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы и являются самостоятельными субъектами экономики. Основная цель — получение максимальной прибыли, финансовые ресурсы в основном (до 80%) состоят из вкладов и депозитов.Функции коммерческих банков:— мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;- кредитование предприятий, государства и населения; — выпуск кредитных денег;- осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; — эмиссионно-учредительская функция;- консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.Обширная функциональная сфера деятельности банков – посредничество в кредите.Банковские операции:Кредитные операции – это отношения между кредитором и заемщиком (дебитором) по представлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности.Пассивные операции банка – операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних.Активные операции коммерческих банков – операции по размещению собственных и привлеченных средств с целью получения дохода, которые учитываются на активных балансовых счетах.Активные операции делятся на: — Ссудные операции – операции по предоставлению средств заемщику на началах срочности, возвратности, платности. — Учетноссудные операции связаны с покупкой, учетом векселей либо принятием векселей в залог. — Расчетные операции – операции по зачислению средств на счета клиентов и оплате со счетов их обязательств перед контрагентами. — Кассовые операции – операции по приему и выдаче наличных денег. Инвестиционные операции – операции по вложению банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственнокоммерческой деятельности. — Фондовые операции – операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных): с векселями – учетные, переучетные, операции по протесту векселей, хранению векселей, продаже их на аукционе; операции с фондовыми бумагами.Коммерческие банки сегодня выполняют широкий круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций). Основные виды операций: — ведение депозитных счетов, — безналичный перевод денежных средств, — прием сбережений, — предоставление различных видов ссуд, — трастовые операции, — операции с ценными бумагами и др.^ Современными услугами по сравнению к традиционным банковским услугам считается:- учредительские услуги и учредительская деятельность;- выдача гарантий и поручительств; — трастовые услуги (доверительное управление)- факторинговые услуги – это покупка долга у предприятия покупателя с уступкой и этим самым зарабатывать денежные средства.- форфейтинговая операция (услуга) – сделка на западе длится до 7 лет.- лизинговые операции состоят в том, что это арендная операция (банковское оборудование, деньги на покупку имущества в аренду, с целью получения дохода).

11. Содержание денежно-кредитной политики (ДКП) страны, ее роль, методы и инструменты.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема валового национального продукта. Осуществляет монетарную политику ЦБ.

Объектами денежно – кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно – кредитной политики выступают, прежде всего, ЦБ в соответствии с присущими ему функциями проводника ДКП государства и коммерческие банки. Денежный оборот регулируется ЦБ и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия ЦБ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами. Важное значение для эффективного осуществления ДКП имеет стабильность банковской системы. Банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. 

Методы ДКП – совокупность способов, инструментов воздействия субъектов ДКП на объекты ДКП для достижения поставленных целей. Методы проведения также называют тактическими целями ДКП. Бывают:

— прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

косвенные методы регулирования воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. При переходной экономике используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми;

— общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом;

— селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач — ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. 

Инструменты ДКП:

1. изменение норматива обязательных резервов (резервных требований). Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ. Обеспечивает коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Является достаточно грубым, изменение норматива обяз. резервов влияет на денежное предложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты воздействуют на размер денежной базы. Механизм действия данного инструмента заключается в следующем:

— если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. 

— при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

2. процентная политика ЦБ. Проводится по 2 направлениям: регулирование займов коммерческих банков у ЦБ и депозитная политика ЦБ (политика учетной ставки или ставки рефинансирования).

Ставка рефинансирования – это %, под который ЦБ предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая, как кредитор последней инстанции (с 26 декабря 2011 г. составляет 8%).

Учетная ставка – % (дисконт), по которому ЦБ учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Снижение этих ставок делает займы для ком. банков дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов ДКП страны. Ее размер обычно зависит от уровня инфляции и также оказывает на инфляцию большое влияние. 

3. операции на открытом рынке. В настоящее время являются основным инструментом ДКП и оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у ком. банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику.

4. валютное регулирование. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса нац. валюты ЦБ продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту.

12. Сущность финансов, функции, их место и роль в системе экономических отношений. Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений.

Финансы — это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения государством своих функций и осуществления расширенного воспроизводства.

Централизованные фонды формируются на государственном  уровне, а децентрализованные на уровне хозяйствующих субъектов

Роль финансов – это результат использования финансов на том или ином организационном уровне в экономике РФ.

Финансы имеют характерные особенности:

Распределительный характер;

Односторонний характер движения денежных средств;

Формирование централизованных и децентрализованных фондов ден. средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Фин. отношения могут возникать:

Между хоз. субъектами и гос-вом (уплата налогов);

Между хоз. субъектами (покупатель и продавец);

Между хоз. субъектами и страховыми орг-ями;

Между эмитентами бюджетной системы (между бюджетами);

Между дом. хозяйствами и бюджетом;

Между дом. хоз. предпр-ями и страховыми организациями и др.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Основные направления использования финансовых ресурсов государства:

• расходы на развитие народного хозяйства, его структурное преобразование;

• финансирование учреждений социальной сферы;

• социальная защита населения;

• внешнеэкономическая деятельность;

• охрана окружающей среды;

• управление;

• оборона страны;

• формирование материальных и финансовых резервов и другие направления.

^ Предприятия используют финансовые ресурсы на:

• расширенное воспроизводство и развитие предприятия;

• решение социальных проблем коллектива;

• материальное стимулирование;

• формирование финансовых резервов и другие направления.

^ Финансовые ресурсы подразделяются на:

— централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

— децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть формируется и остается в распоряжении предприятий. Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности.

13. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.

Фин. система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и органов управления ими.

Существует 2 сферы ФС РФ:

Сфера централизованных финансов – это совокупность звеньев ФС, участвующих в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюд. фондов денежных средств, а также фондов денежных средств муниципальных органов власти. Это бюджетная система; государственный и муниципальный кредит.

Сфера децентрализованных финансов – это совокупность звеньев ФС, участвующих в процессе формирования, распределения и использования обособленных фондов денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и частных лиц. Это финансы государственных и муниципальных предприятий, организаций, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании; финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих предприятий; финансы индивидуальных предпринимателей; финансы домашних хозяйств.

Звенья финансовой системы РФ:

 бюджетная система (ц). Действующая БС РФ – трехуровневая. Это федеральный, бюджет субъектов РФ, местные. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ. В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды, к ним относятся: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования. Федеральный бюджет и бюджеты социальных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы;

— государственный и муниципальный кредит (ц). К основным задачам государственного кредита можно отнести: финансирование бюджетного дефицита; проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности;

— финансы государственных и муниципальных предприятий (д);

— финансы коммерческих предприятий (д). Это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности. 

финансы некоммерческих предприятий (д). Это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и другие;

— финансы ИП (д) совмещают в себе особенности финансов коммерческих организаций и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность ИП связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли на свой страх и риск;

 финансы домашних хозяйств (д). Система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместного потребления и накопления, в наименьшей степени регламентирована государством.

Перспективы развития звеньев

В сфере финансов коммерческих предприятий: совершенствование законодательства о банкротстве (ускорение реструктуризации неконкурентоспособных предприятий), антимонопольного зак-ва, налогового (снижениее налогового бремени, сокращение числа налогов, снижение ставок взносов на соц. страх-е, снижениее налоговой задолженности предприятий), снижение барьеров для инвестиций в экономику, сокращение административного вмешательства в хоз. деят-ть, повышение эффективности гос. регулирования, необходим отказ от кредитования предприятий и предоставления гарантий за счет средств федерального бюджета – передать это специальным агентствам, страховым компаниям, банкам. 

Финансы бюдж. учр-ий: установление жестких смет расходов, контроль обязательств бюджетных учреждений.

Бюджет: ликвидация расходных обязательств федерального бюджета, не обеспеченных источниками финансирования, направление средств бюджета на решение приоритетных задач, реформа пенс. системы, ликвидация кред. задолж-ти федер. бюджета, оптимизация перечня бюджетных орг-ций и получателей бюджетных средств, завершение формирования системы поддержки регионов, реструктуризация госдолга, обеспечение открытости всех бюджетов и хода их использования.

14. Финансовая политика государства: ее содержание, структурные элементы, значение и задачи на современном этапе. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.

Финансовая политика государства — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1) налоговой политики – принципы построения налоговых систем: горизонтальное и вертикальное равенство, нейтральность налогов, удобство взимания налогов для правительства, минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога, трудность уклонения от уплаты налога;

2) бюджетной политики — выраженной в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита;

3) денежно-кредитной политики – часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития;

4) ценовой политики — сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги;

5) таможенной политики — симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок и услуг из страны;

6) социальной политики, связанную с решением задач финансового обеспечения прав граждан РФ, охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную финансовую помощь отдельным социальным группам населения;

7) инвестиционной политики, связанную с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики;

8) политики в области международных финансов.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.  установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.  организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5.  создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Существует два типа финансовых механизмов:

1. директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует гос-во: налогообложение, гос.кредит, расходы бюджета, финансовое планирование;

2. регулирующий – определят основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, в этом устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В целом, финансовый механизм предприятия содержит следующие иерархически соподчиненные между собой блоки:

1) нормативно-правовое регулирование финансов предприятия;

2) сложившаяся на предприятии внутренняя система регулирования;

3) методы финансового управления;

4) финансовые инструменты;

5) финансовые рычаги и стимулы;

6) финансовые показатели, нормативы и элементы;

7) информационная база финансового менеджмента.

В качестве основных финансовых методов выступают:

1) финансовое планирование;

2) финансовый и управленческий учет;

3) финансовое регулирование;

4) финансовый анализ и контроль.

15. Управление финансами: объекты и субъекты управления; органы управления финансами, их функции.

Управление финансами — это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами. В процессе управления финансами органами управления осуществляются: финансовое планирование и контроль; оперативное управление финансами.

1. Финансовое планирование предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образования и использования финансовых ресурсов.

2. Оперативное управлениефинансами — комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием фин. ресурсов и фин. обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами.

3. Финансовый контроль.

В процессах управления финансами объектами управления являются виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплением и их использованием. Субъектами управления соответственно выступают организационные структуры, осуществляющие управление: в государственных финансах — государственные и муниципальные органы; в финансах хозяйствующих субъектов — специальные службы, финансовый аппарат; в финансах домохозяйств — сами домохозяйства.

На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется МинФином РФ и учреждениями, входящими в его систему: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.

Функции Минфина:

• совершенствование бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

• разработка проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

• исполнение в своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

• разработка мер для совершенствования структуры государственных расходов;

• совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования;

• осуществление эмиссии государственных ценных бумаг;

• лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью; 

• выполнение обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• установление порядка ведений бухгалтерского учета и составления отчетности.

^ Территориальные финансовые органы, являясь функциональными подразделениями территориальных администраций, входят в систему Министерства финансов РФ. Основные функции: разработка и реализация единой финансовой политики территориальной администрации, составление и исполнение территориального бюджета, исполнительно-распорядительные функции в сфере управления финансами территории. 

^ Территориальными органами Федеральной налоговой службы являются налоговые инспекции по соответствующей территории (республике, краю, области, городу, району).

Налоговые инспекции выполняют следующие функции:

ведут учет налогоплательщиков;

осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

анализируют отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах;

производят проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, деклараций;

(5) контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;

(6) приостанавливают операции предприятий, и граждан счетам в банках в случаях непредставления ГНИ бухгалтерских отчетов, балансов и др. документов, связанных с уплатой налогов и т.д.

^ В РФ общее управление государственными финансами осуществляется органами государственной власти, а именно, в управлении участвуют высшие органы власти: Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ; территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

б) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитно-денежной политики.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Федеральная таможенная служба, ее таможенные посты и терминалы (границы, аэропорты).

^ На предприятиях управлением финансами занимается финансовый отдел, который выполняет функции:

1. финансовое планирование на предприятии (текущие и перспективные планы, анализ их выполнения);

2. анализ финансового состояния предприятия;

3. организация работы по привлечению дополнительных внешних финансовых ресурсов;

4. организация выпуска ценных бумаг и работы по размещению временно свободных финансовых ресурсов предприятия; 5. финансовый контроль.

16. Финансовое планирование и прогнозирование государственных и муниципальных финансов, содержание, цели и задачи в условиях рыночной экономики, методы и их характеристика.

Финансовое планирование представляет собой деятельность по сбалансированности и пропорциональности использования финансовых ресурсов. Оно устанавливает рациональное соотношение между ресурсами государства и доходами хозяйствующих субъектов, а также между величиной дохода до уплаты налога и после на предприятии и другое. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного планирования и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Примерами финансовых планов в сфере государственных финансов являются:

— бюджетный план;

— сметы расходов и доходов бюджетных организаций;

— сводный финансовый баланс государства;

баланс денежных доходов и расходов населения территории и др.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственного управления, которое отражается в соответствующих финансовых планах.

Финансовые планы составляются во всех звеньях финансовой системы, причем формы финансового плана отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования.

Конкретная задача финансового планирования определяется финансовой политикой. В целом по государству главным финансовым прогнозом является сводный баланс финансовых ресурсов государства.

Задачи финансового планирования:

— определение объема денежных средств и их источников;

— выявление результатов роста доходов;

— определение основных направлений экономии расходов;

— распределение денежных средств между фондами.

Методы финансового планирования:

экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики;

нормативный, основывается на использовании финансовых норм и нормативов;

математического моделирования, предполагает построение финансовых моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;

балансовый, используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов и источников их формирования;

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое прогнозирование является предвидением возможного финансового положения государства и территории, используется для обоснования показателей финансовых планов. Цель прогноза — определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.

Задачами финансового прогнозирования являются:

увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Методами прогнозирования выступают:

— эконометрические модели, описывающие динамику показателей финансового плана в зависимости от факторов, влияющих на экономические процессы;

— метод корреляционно-регрессионного анализа;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap