ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Потребительский спрос и его факторы

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей.

Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при равных ценах и прочих равных условиях.

1. Отрицательный спрос — как правило, возникает, когда получение какого-либо блага сопряжено с физическими страданиями, риском или неудобствами, являющимися тормозящими (противодействующими) факторами для приобретения данного блага.

2. Отсутствующий спрос — это когда потенциальный потребитель не осознал выгод, которые он может получить от потребления того или иного товара и, соответственно, не заинтересован или безразличен к товару, который может удовлетворить его нужду, которая еще даже не приняла форму конкретной потребности.

3. Скрытый спрос — это когда, напротив, многие потребители осознали свои конкретные потребности, но полагают, что не существует товара, который мог бы их удовлетворить.

4. Падающий спрос — нормальное состояние спроса, связанное либо с волной экономического цикла, либо с конъюнктурой рынка, либо с жизненным циклом товара.

Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров.

5. Нерегулярный спрос — естественное состояние спроса в отраслях, подверженных сезонным, недельным и даже ежедневным колебаниям.

6. Полноценный спрос — временное, весьма приятное для производителя и продавца, но в то же самое время и тревожное состояние. Под полноценным понимается устойчивый спрос, растущий стабильными темпами.

7. Чрезмерный спрос — спрос такого высокого уровня, который фирма не может или не хочет удовлетворить по тем или иным причинам.

8. Нерациональный спрос — спрос на товары и услуги со стороны одних групп потребителей, который вызывает противодействие со стороны других групп граждан и их организаций.

На величину и изменение спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся:

1. цена — чем цена выше, тем при прочих равных условиях ниже спрос, и наоборот, — снижение цены ведет к росту спроса;

2. доходы потребителей — чем они выше, тем выше спрос

3. цены и количество товаров — заменителей — чем они (цены) ниже и чем оно (количество) больше, тем ниже спрос на данный товар.

К неценовым факторам относятся:

1. вкусы потребителей — чем они изменчивей, тем больше вероятность колебания (падения) спроса;

2. ожидания потребителей — если они ждут повышения цен, например, при высокой инфляции спрос будет расти; при ожидании снижения цен, например, сезонного, спрос будет падать;

3. уровень сервиса и сопровождения — обходительность продавцов, стимулирование покупок, реклама, гарантийное обслуживание и т.п. ведут к повышению спроса.

Потребительское предложение и его факторы.

Потребительское предложение и его факторы

Закон предложения — выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

Предложение (sapply — англ. ) — это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм- производителей.

Неценовые факторы изменения предложения.

уровень технологии производства данных товаров, квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т. п. Перечисленные факторы способны существенна повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида.

наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут бытъ заменены искусственными, что обеспечит экономию издержек.

снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Соответственно таким способом можно вызвать рост предложения товаров.

Кривая предложения — графическое изображение зависимости междурыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, предлагаемых на рынке производители.

Положительный наклон кривой предложения отражает тот факт, что повышение цены стимулирует дополнительное производство товаров и услуг.

S =f(P, Y1 …. Yn), где S.. — предложение товаров; P— цена единицы товаров;YiY2… Yn — неценовые факторы предложения

Эластичность спроса и предложения. Виды равновесия спроса и предложения

Для планирования объёма и структуры производства фирмам важно знать не только направление, но и величину изменения спроса, так как увеличение цены товара может привести к снижению выручки в связи с сокращением спроса.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса по цене показывает насколько изменится в %отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Обозначается-Е. Единица измерения — %

Изменение объема продаж товаров, % / Изменение цены, % Варианты эластичности спроса.

Коэффициент эластичности спроса — числовой показатель, отражающий степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Спрос

эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;

спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%- ное изменение продаж;

спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей.

Удельный вес товара в бюджете потребителя.

Размер дохода.

Незаметное для покупателя изменение уровня цен.

Консерватизм покупателей во вкусах.

Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар А относительно изменения цен на товар В.

Эластичность спроса по доходу — степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (Е>0). Если 0<Е<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если Е>1. Свойственно предметам роскоши.

Эластичность предложения — характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого количества.

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Равновесная рыночная цена — это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.

Издержки производства предприятий региона. Постоянные, предельные и переменные издержки. Кривые издержек

Издержки производства — затраты на приобретение применяемых производственных факторов. Затраты – это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки – стоимостная оценка произведенных затрат.

С позиции отдельной фирмы экономические издержки – это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними.

ИЗДЕРЖКИ, ПОСТОЯННЫЕ — затраты на производство, не зависящие от изменения объема производства. К ним относятся, как правило, затраты на обслуживание и управление.

Переменные издержки — издержки, величина которых изменяется пропорционально изменениям объемов производства. К ним относят затраты на оплату труда, транспортных услуг, приобретение сырья, топлива и т. д.

Постоянные и переменные издержки в сумме образуют величину общих (валовых) издержек предприятия. Валовые издержки — общая сумма постоянных и переменных затрат. Удельный вес валовых издержек в валовой выручке определяет сумму валовой прибыли.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (англ, marginal cost) — приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Обычно под этим понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции. В реальной жизни при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда дополнительные (предельные) издержки и предельная выручка фирмы совпадают. Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Это означает, что при прочих равных условиях дальнейшее наращивание выпуска продукции будет сопровождаться уменьшением выручки.

Средние издержки — издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют: средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства; средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства; средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска.

Финансовые результаты деятельности предприятий региона. Валовой доход и прибыль. Функции прибыли. Максимизация прибыли. Точка безубыточности

Итог хозяйственной деятельности фирмы — доход. Это определённая денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ и услуг за определённый период времени.

Различают: общий, средний и предельный доход.

Общий (валовый) доход это и есть общая денежная выручка, полученная фирмой в результате производства и реализации произведённой продукции. ТR=Р*Q.

Средний доход — величина денежной выручки, приходящаяся на 1 продукции- AR=TR/Q.

Предельный доход — приращение валового дохода, полученного в результате производства и реализации дополнительных единиц продукции.

MR=измTR/измQ.

От величины дохода в значительной мере зависит прибыль фирмы.

Прибыль — это доход от использования факторов производства. В количественном отношении прибыль это разница между общей выручкой и издержками.

Прибыль рассматривается в двух вариантах:

Бухгалтерская — это разность между валовым доходом и явными издержками (явные издержки — это все издержки фирмы, связанные с оплатой используемых факторов производства. Их сумма называется себестоимостью продукции).

Экономическая — разность между валовым доходом и всеми как явными так и альтернативными издержками фирмы.

Нормальная прибыль = альтернативным издержкам, вложенным в дело владельцем фирмы (альтернативные издержки — издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы).

На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибыли — валовая — балансовая прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества фирмы, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль.

Валовая балансовая прибыль = сумме прибыли от реализации основных фондов и иного имущества +прибыль по внереализационным операциям.

Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой балансовой прибыли налогов и других обязательных платежей.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).

Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).

Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

Относительным показателем прибыли является норма прибыли — рентабельность.

Различают рентабельность пр-ва и рентабельность конкретного вида продукции. Pентабельность пр-ва =Пб/Кав=Пб(осн произв фон)/ (ОПФ +МОС)-ср-ва. Рентабельность производства показывает степень отдачи всего вложенного капитала. Рпрод=Пб/с/с-себестоимость. Рентабельность продукции показывает выгодность производства конкретной продукции.

Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене.

Точка безубыточности (порог рентабельности)- самая низкая точка на графике издержек фирмы в долгосрочном периоде.

Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

Факторы производства, предложение, цена на факторы производства

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, (труд, земля, капитал, предпринимательский талант). Традиционно подразделяются на составляющие:

трудовые ресурсы, или труд;

инвестиционные ресурсы, или капитал;

природные ресурсы, или земля; сырьевые ресурсы;

предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

информация;

специфической формой информации является технология;

знания, или управленческие способности.

Рынок факторов производства — сфера товарного обращения ресурсов хозяйственной деятельности: земли, сырья и труда.

Ценообразование на факторы производства, в частности первичные ресурсы, такие как труд, земля и капитал, определяется ценой конечных продуктов потребления, производимых с помощью этих факторов. Спрос на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степенимогутбыть взаимоопыляемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т. д. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства — это взаимозависимый процесс. Цена — одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства.

Предложение факторов производства — это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.

На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ.

Рынок капитала и капитальных активов — это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение и разнообразная информация экономического содержания.

Их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования производственного применения.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т. е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных, активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и т. д. Все формы капитала и капитальных активов достаточно разнообразны, их зачастую невозможно суммировать в натурально-вещественном выражении.

Процент как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, представленных капитальными активами как факторами производства.

Для сложных производственных процессов в текущий момент или для осуществления их в будущем требуется накопление денежных средств, которые по мере превращения их в реальный капитал будут высокопроизводительными, а следовательно, принесут более высокий доход в будущем.

Рента — добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определённой прибыли на затраченные труд и капитал. Пожизненная рента — это правоотношения сторон, при которых одна сторона (рентополучатель) платно или бесплатно передаёт другой стороне (рентоплательщику) своё имущество в обмен на получение ренты, а именно гарантированного рассроченного дохода в денежной сумме либо предоставления платежей в натуральной форме или в виде ухода, работы, услуг, оплаты ритуальных услуг.

Мёртвая рента — арендная плата, которая выплачивается за неиспользуемую собственность.

Земельная рента — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Финансовая рента — ряд последовательных фиксированных платежей, производимых через равные промежутки времени.

Природная рента — добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал.

Рынок труда, зарплата, факторы, влияющие на неё. Формы и системы оплаты труда

Рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда и т. п. Это одна из сторон двойственной природы рынка труда. Другая, более широкая, заключается в том, что рынок труда есть система трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке труда субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками.

На рынке труда спрос на труд предъявляют фирмы.

В целом на рынках труда предложение рабочей силы формируется под воздействием совокупности следующих условий:

общая численность населения;

численность активного трудоспособного населения;

количество отработанного времени за год;

качественные параметры труда, его квалификации, производительности, специализации.

Заработная плата выступает одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в любой экономике.

Формы Оплаты Труда

Сдельная форма ОТ — это наиболее распространённая форма заработной платы, где ЗП находится в прямой зависимости от количества и качества выполненной работы. Она бывает:

прямая-труд оплачивается по сдельным расценкам за кол-во произведённой продукции;

сдельно-прогрессивная — оплата производится за выполнение особо важных заданий, перечень которых устанавливается руководителями по повышенным расценкам;

косвенно-сдельная — применяется для ОТ вспомогательных рабочих, обслуживающих основное производство. ЗП рабочего при этом завис от результатов труда основного работника, а не от его личной выработки;

сдельно-премиальная — рассчитывается в зависимости от выполненного показателя премирования.

Аккордная СОТ-общая сумма заработной платы устанавливается до начала выполнения работ по действующим нормам или расценкам. Сдельная ФОТ применяется при нормированных работах, где её использование не ведёт к нарушению технологического процесса, техники безопасности, при выполнении особо важных заданий, перечень которых определяется техническими службами предприятия.

Повременная ФОТ применяется при невозможности или нецелесообразности установления количественных параметров ОТ, при ней работник получает ЗП в зависимости от проработанного времени или квалификации:

простая повременная ЗП начисляется по тарифным ставкам работника данного разряда за фактически отработанное время. Бывает часовая, дневная, месячная тарифные ставки.

повременно — премиальная — сочетает простую повремённую ОТ с премированием за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям премирования работников.

При окладной оплата производится не по тарифным ставкам, а по установленным должностным окладам. Такая система используется для ОТ специалистов, служащих, руководителей.

Должностной месячный оклад — это абсолютный размер ЗП, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Основной источник ОТ — прибыль. Предприятия могут самостоятельно разрабатывать заводскую тарифную систему, основой которой является единая тарифная сетка для оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы. Профессии рабочего тарифицируется с 1 по 8 разряд, а руководителей, служащих, специалистов с 2 по 18. Применяются районные коэффициенты.

Повременная ФОТ применяется на предприятиях, где используются автоматические линии, станки с числовым программированием, где труд определяется механизмами, где есть опасные условия труда, для вспомогательных рабочих.

ТарифнаяСОТ — совокупность норм, обеспечивающих дифференцированную ОТ в завис от степени сложности работ, условий труда, интенсивности и характера труда. Она включает тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, район коэф. доплаты и надбавки за отклонения в условиях труда.

БестарифнаяСОТ — ЗП работников представляет собой определенную долю фонда ОТ, подраздел, где она используется. Она завис от 3 факторов -квалификационного уровня, коэффициэнт трудового участия, фактическое время работы. КТУ определяется специальной комиссией, закрепив за каждым, существ сист понид и повыш коэф показ-й. Ф.

Человеческий капитал — капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека.

Человеческий капитал — в экономической науке — способность людей к участию в процессе производства.

Определение цен предприятиями

СТРУКТУРА ЦЕНЫ — совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль.

В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это — затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т.д. Структура оптовых цен предприятия включает в себя валовые издержки производства плюс прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).

По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере — предприятиям, организациям, предпринимателям.

Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ — движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен.

Дж. Б. Эванс, В. Берман выделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ценообразования:

потребители,

правительство,

участники каналов сбыта,

конкуренты,

издержки производства.

Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории — внутренние и внешние.

К основным внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся: уровень издержек производства; особенности производственного процесса; специфика производимой продукции; доступность необходимых для производства ресурсов ; организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства; рыночная стратегия и тактика производителя и т. п. факторы.

Основные внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования на товар конкретного производителя: потребительские предпочтения относительно данного товара); уровень доходов покупателей; потребительские ожидания относительно будущего/изменения цен и собственных доходов производителя; цены на сопряженные товары; цены и неценовые предложения конкурентов и пр.

Мoжнo выдeлить cлeдyющиe тpи гpyппы мeтoдoв цeнooбpaзoвaния.

Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa coбcтвeнныe издepжки

Мeтoд «Издepжки + пpибыль».

Мeтoд «цeлeвoй пpибыли».

Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa cпpoc.

Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa кoнкypeнцию.

Стратегия ценообразования — это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями торгового предприятия. Для классификации ценовых стратегий, ориентированных на спрос, можно использовать несколько критериев.

1. По уровню цен на новые товары выделяют стратегии:

«снятия сливок»;

“цены проникновения»;

«среднерыночных цен».

2. По степени изменения цены выделяют стратегии:

«стабильных цен»;

«скользящей падающей цены» или «исчерпания»;

«роста проникающей цены».

3. По степени дифференциации товаров и потребительских цен выделяют стратегии:

«дифференциации цен на взаимосвязанные товары»;

«ценовых линий»;

«ценовой дискриминации».( см. комментарии к стратегиям вконце 1)

ДЕМПИНГ (от англ. dumping — сбрасывание)продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке.

9.Функции государства в рыночной экономике

Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками» Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Рынок — институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

Экономических функций правительства много, и они разнообразны.

Основные формы экономической деятельности правительства

1.обеспечение правовой инфраструктуры, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

2.защита конкуренции;

3.перераспределение дохода и богатства;

4.производство общественных благ и услуг;

5.стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Функции государства в рыночной экономике

1) Стратегическая – государство должно разрабатывать стратегии, вырабатывать концепции, разрабатывать программы функционирования и развития экономики, определять стратегические направления экономических связей, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами;

2) разработка, применение системы методов и инструментов, обеспечивающих достижение государственных целей, включая меры по поддержке отечественного бизнеса, ограждение национальной экономики от негативного влияния внешних факторов;

3) защита за рубежом законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, содействие укреплению их позиций на мировых рынках;

4) поиск решений, способных обеспечить баланс интересов государства, производителей, потребителей, экспортеров и импортеров;

5) создание правовой основы для принятия экономических решений;

6) стабилизация экономики (Правительство использует бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, для снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты);

7) поддержание макроэкономического и структурного равновесия;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap