Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшег



Программа психолого-педагогического сопровождения

выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Пояснительная записка.

Обоснование актуальности реализации программы.

Актуальной задачей, поставленной в настоящее время перед образованием, является формирование свободной личности, способной к адекватному самоопределению в будущей профессиональной сфере, связанной с избираемой областью деятельности.

Наше общество переживает острый кризис. Его приметы ощутимы не только в экономической, политической, но и в социально-культурной сфере. Кризисные процессы не могут не затрагивать подрастающее поколение. И, конечно, наиболее остро они отражаются на подростках и юношестве. Эта часть нашего общества не охвачена такой заботой, как дети, не располагает теми возможностями активной деятельности, как взрослые. Вместе с тем, подростки особенно чутки к состоянию общества, ибо сами находятся в том возрасте, когда человек проходит закономерный кризис развития. Подростковый возраст — это пора взросления, жизненного и профессионального самоопределения, поиска себя.

МБОУ МУК обеспечивает психолого — педагогическое сопровождение выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования обучающихся, для более полного раскрытия индивидуальных интересов, способностей и склонностей учащихся.

Своевременность такой работы в этот период определяется возрастными психологическими особенностями, личностными новообразованиями: «самоопределением», «профессиональнойнаправленностью». Самоопределение личности — это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Его особая форма — профессиональное самоопределение.

Возникающие трудности в подростковом возрасте:

психологические, связанные, во-первых, с проблемой формирования временной перспективы, во-вторых, с особенностями личности, при отсутствии потребностей самостоятельной постановки жизненных целей;

социальные, с материальными проблемами, неясностью перспектив развития общества;

педагогические, с не систематичностью работы построения планов. Зачастую при выборе профиля обучения и дальнейшего направления образования интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии, и он сам и его родители. Исходя из этой проблемы, возникает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся, т.е. возникает необходимость в данной программе.

Целесообразность функционирования данной программы определяется потребностью МУК в организации своей деятельности, которая обеспечила бы успешную адаптацию старшеклассников, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни каждого учащегося и укрепления своего психического и физического здоровья и помогала в профессиональном самоопределении. Межшкольный учебный комбинат в процессе психолого — педагогического сопровождения определяет его интересы, склонности, способности, помогает в профессиональном самоопределении, определяет причины возможных ошибок и пути коррекции. Учитывая возрастные особенности подростков, их взаимоотношений с взрослыми и сверстниками помогает в организации учебно-воспитательного процесса. Это способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы МУК, а так же формированию социально — активной личности.

МБОУ МУК осуществляет деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом школ и родителями, руководствуется интересами ученика. Деятельность направлена не только на диагностику особенностей личности учащегося, применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.

Программа реальна и конкретна, спланирована по этапам. На каждом этапе решается определённая задача с применением обоснованных психолого — педагогических технологий.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особенности, способности, тем самым укрепляя психологическое и физическое состояние здоровья не только учащихся, но и их родителей.

Создание оптимальных социально-педагогических, психологических условий развития и функционирования личности; использование целесообразных педагогических мер воздействия на личность в индивидуально — ориентированном подходе; оказание помощи (содействия) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации:

-учебные трудности, проблемы профессионального самоопределения, обучения,

— нарушения эмоционально — волевой сферы,

-проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Основные направления в психолого – педагогическом сопровождении.

Просветительская работа, диагностическая работа, консультативная работа, развивающая работа.

Просветительская работа.

На первом этапе «познавательном» — учащиеся в процессе беседы или цикле бесед знакомятся с научными подходами к выбору профессии. Этап направлен, главным образом на изменение познавательного компонента. Для стимулирования и развития мотивационного компонента готовности применяются активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения. Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у учащихся потребность в психологических знаниях, желание использовать их в жизни, создавать условия для становления и развития личности. Психолого — педагогическое сопровождение осуществляет следующие мероприятия:

1. Систематический подход к информированию учащихся о профессии, типах профессий, профессиональной пригодности, о риске предстоящего выбора профиля обучения.

2.Ведение работы по предупреждению психофизической перегрузке, связанной с процессом обучения и воспитания учащихся.

3. Участие в педсоветах, метод объединениях, родительских собраний.

Диагностическая работа.

Это направление определяется ориентацией психолого – педагогического сопровождения на углубленное изучение старшеклассников на протяжении всего периода обучения в МУК, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении, в развитии, воспитании.

Диагностическая работа проводится индивидуально и в группах.

В этом направлении решаются следующие задачи:

Изучение медико-психологических возрастных особенностей, выявления влияния условий жизни на обучение, развитие, воспитание. Самопознание (индивидуальных особенностей и профессиональной направленности) личности. С помощью методов психолого — педагогической диагностики происходит дальнейшее развитие познавательного компонента. Традиционные психолого — педагогические диагностические средства используются в контексте программы, как информацию для размышления о себе и своей жизни субъекта самоопределения.

Выявление коммуникативных и организаторских склонностей.

3.Выявление и оценка профессиональной направленности,

профессиональных намерений.

4.Изучение направленности интересов.

Определение склонностей.

Изучение мотиваций профессиональной деятельности.

Определение уровня притязаний.

8.Выявление запросов по психолого — педагогическому сопровождению актуальных для МУК.

Консультативная работа.

Предполагает индивидуальный подход в психолого –педагогическом сопровождении к личности старшеклассника.

Задачи:

1.Оказание помощи куратором в обучении и развитии интересов, склонностей, способностей (развитии личности) старшеклассника. 2.Оказание помощи личности в адекватной самооценке.

3.Проведение индивидуальных и групповых консультаций по итогам занятий по проблемам профессионального и жизненного самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитания, самопознания и т.п.

4.Содействие в выборе профиля обучения с учетом индивидуальных качеств личности.

Развивающая работа.

Цель работы: Оказание помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития. В этом направлении предполагается решать следующие задачи:

1.Оказание помощи в развитии личности и её готовности к профессиональному самоопределению.

2.С помощью развивающих, активизирующих игр ознакомление учащихся с профессиями, выявление профессиональных намерений, формирование личного профессионального плана. Моделирование планов и жизненной стратегии. В процессе социально-психологического тренинга, психологической готовности к выбору профессии. Активный характер используемых методов способствует динамике мотивационного и познавательного компонентов.

3. Проведение тренинга личностного роста, тренинга общения, тренинг управления психическими состояниями.

Результативность достижения целей рефлексируется.

Цель программы — создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся. Для реализации цели необходимо решить следующие

Задачи:

Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, первичных намерений и их динамики, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;

Определение ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим способностям индивида.

Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;

Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.

Проведение коррекционной и развивающей работы с целью подготовки старшеклассника к предстоящему выбору

Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования;

Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.

Психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования в МБОУ МУК — проводится поэтапно, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.

Психолого-педагогическое сопровождение классов делится на три сопровождающих цикла: подготовительный цикл (9 класс), адаптационный (10 класс) и заключительный (11 класс).

Психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования учащихся 9-х классов (подготовительный цикл).

Основная задача, которая стоит перед учащимися 9 классов, — принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.

Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.

Цель работы в 9 классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.

В соответствии с целью стоят следующие задачи:

1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9 класса;

2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9 классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.

Определение уровня профессиональной готовности осуществляется с

помощью нескольких методик:

1. Карта интересов — автор Голомшток

2. ДДО — автор Е.А.Климов

Тест Голланда (модифицированный).

Тест Иовайши

Методика мотивов выбора профессий

Диагностическая анкета «Скорая помощь в выборе профессии»

Матрица выбора профессии — под редакцией Г. В. Резапкиной

Результаты исследования заносятся методистом в «Сводную карту профессионального самоопределения учащихся» и выдаются в школу.

Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования. Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д.

Такая форма представления результатов исследования, является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка. Педагогам результаты исследования представляются на педсовете. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.

Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью ориентационного курса «Информационная подготовка», элективных курсов по выбору.

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная психолого – педагогическая работа. Делаются выводы об эффективности, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10 классе.

Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл).

Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

Основная цель работы в 10 классе — способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.

Задачи:

совместная с мастерами производственного обучения работа по программе адаптации в начале учебного года;

психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.

промежуточная диагностика интересов, склонностей, сформированность личного профессионального плана по основным методикам.

Психолого-педагогическое сопровождение 11 классов (заключительный цикл).

К моменту окончания 11 класса ученик должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику с возможной полнотой реализовать себя в социуме, в труде, в будущей семейной жизни.

Основной целью при работе с 11 классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.

Задачи:

определение уровня профессиональной и социальной готовности;

проведение развивающей работы с учащимися;

психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов в актуальных проблемах будущего выпускника школы.

Определение уровня профессиональной и социальной готовностиосуществляетсяосновными методиками и программами «Самопрезентация», « Я в мире профессий».

Цель программы — помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.

В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведённая психолого – педагогическая работа. Делаются выводы и разрабатываются рекомендации и пожелания.

Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения — создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый подросток мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Программа направлена на преодоление этих трудностей и совершенствования профориентации как системы управления профессиональным самоопределением.

Ожидаемые результаты

1. Повышение психолого — педагогической культуры учащихся, родителей.

2. Оптимизация психического состояния учащихся как следствие полного разрешения психологических проблем.

3. Предупреждение негативных тенденций в психологии учащихся, психолого – педагогическое обеспечение свободного и гармоничного развития личности, в результате чего учащийся может взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

4. Мотивация учащихся активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием.

5. Наличие инициатив, связанных с профессиональным выбором. Сформированное позитивное отношение к себе, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, принятие на себя ответственности и ориентацию на свободный выбор и изменения в направлении будущего.

6. Создание эмоционально и психологически теплой атмосферы сотрудничества на базе МУК.

Данная программа предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Рассчитана на реализацию в течение многих лет. С помощью внедрения данной программы в учебно-воспитательный процесс, возможно, достичь основных целей образования и помочь старшеклассникам в правильном самоопределении выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования, а так же обеспечение психологического и нравственного здоровья учащихся. Эффективность программы определяется тем, что, во-первых, выделяется актуальная цель, во-вторых, четко разрабатываются меры под эту цель, в-третьих, конкретизируются усилия участников, в-четвертых, целенаправленно осуществляется деятельность по достижению запрограммированного результата.

Заключение.

Программа обеспечена информационным, методическим и кадровыми ресурсами.

Обеспечивает предпрофессиональную подготовку учащихся в соответствии с их индивидуальными интересами и способностями.

Задачей межшкольного учебного комбината (МУК) является организация предпрофильного обучения в 9-х классах и профессиональной подготовки в 10-11-х классах. В целях преемственности создана система, способствующая профессиональному самоопределению учащихся с учетом перспектив социально-экономического развития региона, динамики рынка труда. Система формирует у учащихся осознание требований, предъявляемых какой-либо профессией, умения соотносить их с индивидуально-психофизиологическими особенностями, прогнозировать возможности профессионального развития в перспективе.

Для формирования осознанного профессионального самоопределения и выбора профиля обучения в старших классах для учащихся 9-х классов предлагается программа ориентационного курса «Информационная подготовка». Преимуществом данного курса на базе МУК являются профессиональные пробы по типам профессий. Задачи курса связаны с сообщением информации о мире профессий и рынке труда; о вариантах продолжения образовательного маршрута, об учебных заведениях, знакомством со спецификой профессиональной деятельности; диагностикой психофизиологических качеств личности; актуализацией осознанного профессионального самоопределения.

Разработана система диагностики профессионального самоопределения учащихся: тесты, анкеты, индивидуальные и групповые беседы с учащимися и их родителями для выявления мотивов выбора, наблюдение за стабильностью интересов учащихся к профилю обучения — все это служит основанием для комплектования профильных групп.

В 10-11-х классах профессиональное самоопределение учащихся продолжается при изучении различных специальностей по выбранному профессиональному направлению.

Сегодня нередко под профильным обучением понимают углубленное изучение отдельных предметов, необходимых для поступления в ВУЗ. Профильное обучение — это, прежде всего решение вопросов профессионального самоопределения учащегося: кем быть, где работать, куда пойти учиться — т.е. ориентацию человека в жизни. Учащиеся 10-х классов иногда с трудом могут описать содержание труда, условия, область применения выбранной профессии. Учебный комбинат предлагает им обучение по специальностям: младшая медицинская сестра по уходу за больными, портной, продавец непродовольственных товаров, секретарь — машинистка, агент по недвижимости, агент рекламный, парикмахер, автослесарь, автоэлектрик, вожатый, бухгалтер — с производственной практикой на предприятиях и в учреждениях города. По окончании 11-го класса учащиеся могут сдать экзамен по изучаемой специальности и получить свидетельство (установленного образца).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Основные принципы проведения занятий:

1. Добровольность участия.

2. Безоценночность.

3. Увлеченность педагога (способствует «заряжению» учащихся соответствующими эмоциями).

4. Время проведения занятий не регламентировано 30-40минут в зависимости от состояния учащихся (степени интереса, пресыщения или утомления).

5. Регулярность занятий 1раз в неделю.

6. Соблюдение структуры занятия.

При разработке занятий использована структура, предложенную Т.В. Азаровой.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Общая структура занятий с детьми.

Элементы Занятия

Приветствие. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой, а может быть взрослым.

Разминка. Позволяет сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу, контакт друг с другом, продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. В данном развивающем комплексе в качестве разминки преимущественно используются психотехнические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния детей, способствующие повышению уверенности в себе, формированию благоприятной атмосферы в группе и положительного настроя на занятие.

Основное содержание занятия. Совокупность психотехнических упражнений, направленных на решение задач данного занятия. Последовательность игр и упражнений предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка. Заканчивать эту часть занятия лучше одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия (оценка занятия).

Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах.

эмоциональная — понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему;

смысловая — почему это важно, зачем мы это делали. Оценка занятия помогает закреплению положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность; приведению в равновесие эмоционального состояния; улучшению самочувствия и настроения.

Завершение занятия. Желательно, чтобы после завершения у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой может спонтанно; продолжиться понравившийся сюжет или упражнение.

Список используемых методик.

Название методики (теста)

Основная направленность

Автор

Год издания лит.источника издательство

1.

ДДО —

дифференциально

диагностический

опросник

«Я предпочту»

Используется для предварительной ориентации учащихся в интересах и склонностях. В основу опросника положена идея о деле или всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта труда.

Климов Е.А.

«Человек-психология. Коломенский Я.Л. Москва

Издательство

«Просвещение» 1986г

2.

«Карта интересов»

Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации

Голомшток

Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто,

«Феникс»2003г

3.

Тест Голланда модифицир.

Используется для оценки

профессионального типа

Голланд

Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова Т.В. Эксакусто «Феникс»2003г

4.

Тест Йовайши

Используется для

определения

склонностей

Йовайши

5.

Тест Айзенка PEN

Измеряет такие психические свойства как нейропсихическая лабильность, экстра версия и психотизм. Опросник показывает связь между четырьмя типами

темпераментов. Результаты данной методики

используется с целью профотбора на различные специальности.

6.

Методика диагност. Отношения к учению.

Предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех

или иных предметов и мотивы учения.

Казанцева Г.Н.

Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова Т.В. Эксакусто, «Феникс»2003г

7.

Методика мотивов выбора профессий.

Определение мотива выбора профессии

Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова Т.В. Эксакусто. из-во

«Феникс»2003г

8.

Диагностическая анкета «скорая помощь в выборе профессии»

Оказание помощи в выборе профессии

Московский областной центр проф. ориентации молодежи

Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии» (психодиагностика)2004г «Генезис»

9.

Анкета жизненного и профессионально

го самоопределения уч-ся 9-х классов средней школы.

Оказание помощи в выборе профиля обучения

Лернер П.С., Родичев Н.Ф.

Из — во ТГУ Тамбов 2003 г под редакцией Чистяковой

Список используемых развивающих программ.

Название

Основная направленность

Автор (ы)

1.

«Психологическое сопровождение выбора профессии»

Оказание помощи подросткам в выборе профессии

Л.М. Митина И.В.Брендакова И.В. Вачков и др М.; МПСИ Флинта 1998г

2.

«Психологическое консультирование по профессиональной ориентации»

Помощь в нахождении

своего образа «Я», в приобретении умений, необходимых при выборе профессии, продвижении в своём процессе принятия решения о выборе профессии.

А.П. Чернявская

Москва «Владос – пресс» 2004г.

3.

«Программа воспитания толерантности у старшеклассников»

Определение самобытности каждого ребёнка через раскрытие его увлечение. Развитие способности и наиболее полно познавать себя и

других людей.

М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук «Академия развития» 2003г

4.

«Программа профессионального самоопределения для подростков»

Оказание подросткам помощи в самоопределении

Г.В. Резапкина «Генезис» Москва 2003г

Используемая литература.

Батаршев А.В. «Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб Издательство «Речь» 2005г

Битянова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» Издательский дом «Питер» 2006г.

Грецов А.Г., Азбель А.А. «Узнай себя» Психологические тесты для подростков. Издательский дом «Питер» 2008г

Грецов А.Г. «Выбираем профессию». Советы практического психолога. Издательский дом «Питер» 2005г.

Вершинина О.А. «Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками» Развитие внимания, воображения, логического мышления. Волгоград Издательство «Учитель» 2007 г.

Самоукина Н.В. «Психология профессиональной деятельности» 2-е издание Москва Издательство «Питер» 2006г

Самоукина Н.В. «Практический психолог в школе» Лекции, консультирование, тренинги. Москва Издательство института психотерапии 2003,2005г.

Тюшев Ю.В. «Выбор профессии: тренинг для подростков» Москва Издательство «Питер» 2006г

Черникова Т.В. «Профориентациия старшеклассников» Сборник учебно-методических материалов Волгоград Издательство «Учитель» 2006 г.

Чернявская А.П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». Издательство «Владос» Москва 2004г

Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф. Учебно-методическое пособие «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Москва 2003 г.

Чистякова С.Н. «Технология профессиональног успеха» Эксперементальный учебник для 10-11-х классов естественно-научного профиля. Москва Издательство «Просвещение» 2001г

Чистякова С.Н. «Технология. Твоя профессиональная карьера». Дидактические материалы. Книга для учителя. Москва Издательство «просвещение» 2008г.

Шевченко М.Ф. «тренинг Профориентация для старшеклассников» СПб Издательство «Речь» 2007г

Шеховцова Л., Шеховцов О. «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе» Ростов — на – Дону Издательство «Феникс» 2006г



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap