Программа по русскому языку для 4 класса_5658



Пояснительная записка

Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка.

Мировой практикой доказано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, его грамматикой формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.

Данный факультатив разработан для способных детей, которые нуждаются в специальных условиях организации обучения и развития, так как характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления. Факультатив посвящен лексике и фразеологии. В нем рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений.

Факультатив по лексике и фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Факультатив имеет практическое значение: повышает культуру речи, развивает умение пользоваться дополнительной литературой. Программа ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся.

Цель: создать педагогические условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи:1.Расширить знания учащихся о лексике и фразеологии русского языка.

2.Обучить учащихся работе с различными источниками информации.

3.Познакомить с основами научно-исследовательской деятельности.

4.Расширить и обогатить активный словарь детей.

По завершении программы учащиеся должны знать:

1.Специфику слова как единицы языка.

2.Лексическое значение слова, группы слов по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы).

3.Лингвистические словари.

4.Основные признаки фразеологизмов.

5.Основные фразеологические словари.

Уметь:

1.Определять в несложных случаях лексическое значение слова, правильно употреблять их в речи.

2.Находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

3.Выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи.

4.Формулировать учебную задачу, возможные варианты решения

5. Осуществлять сбор необходимой информации, делать выводы.

6. Пользоваться различными словарями.

7.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данный курс «Грамматик» осуществляется в третьих классах и рассчитан на 32 часа. Программа состоит из 6 разделов.:

РАЗДЕЛ

ТЕМЫ

Количество часов

Раздел 1.

ЗВУКИ И БУКВЫ

7

Раздел 2.

Текст

3

Раздел 3.

Из истории письма

3

Раздел 4.

Состав слова и написание морфем

8

Раздел 5.

Части речи

8

Раздел 6.

Приставки-труженицы

3

Итого

32

Раздел 1. Звуки и буквы (7ч). Знакомство с программой курса. Слог и слогоделение. Сильные и слабые позиции гласных. Сонорные согласные. Сильная и слабая позиция парных согласных. Приставки и предлоги. Конкурс «Знаток».

Раздел 2. Текст ( 3ч). Закончи рассказ. Виды текста.. Чем план лучше? «Чей план лучше?».

Раздел 3. Из истории письма( 3ч). Картинное письмо. Рисунки и буквы. Конкурс «Напиши письмо».

Раздел 4. Состав слова и написание морфем (8ч). Из чего строят слова? Строительная работа морфем. Где хранятся слова? Основа и окончание. Непроизносимые согласные. Чередование звуков. Сложные слова. Конкурс «Грамотеев».

Раздел 5. Части речи (8ч). Несклоняемые существительные. Имя существительное в словосочетании. Сходство и различие между прилагательными и существительными. Имя прилагательное в словосочетании. Возвратные глаголы. Склонение числительных.. Междометие и звуко- подражающие слова. Когда и кому так говорят?

Раздел 6. Приставки-труженицы (3ч). Поговорим о всех приставках сразу. Самые трудные! Тренируемся на всё вместе.

Тема

Кол. часов

Дата

план

факт

Лексика

4 часа

1.

В мире слов.

1

05.10

2.

Лексикология – наука о языке.

1

12.10

3.

Слово как предмет изучения.

1

19.10

4.

Толковые словари.

1

26.10

Многозначные слова

3часа

5.

Многозначные слова. Однозначные слова.

1

02.11

6.

Прямое и переносное значение слов.

1

19.11

7.

Путешествие на «Берег Многозначных слов».

1

16.11

Омонимы

4 часа

8.

Слова-близнецы или в гостях у омонимов.

1

23.11

9.

Омонимы и многозначные слова.

1

30.12

10.

Словари омонимов.

1

07.12

11.

Путешествие по «Озеру омонимов».

1

14.12

Синонимы

4часа

12

Когда много общего или как дружат слова.

1

21.12

13.

Синонимичные ряды.

1

28.12

14.

Словари синонимов.

1

11.01

15.

Путешествие по реке Синонимов.

1

18.01

Антонимы

3 часа

16.

Упрямые барашки или кое-что об антонимах.

1

25.01

17.

Словари антонимов.

1

01.02

18.

Экскурсия в «Ущелье Антонимов».

1

08.02

Профессионализмы

2часа

19.

Все ли слова для всех? Профессионализмы.

1

15.02

20.

Слова-термины.

1

22.02

Диалектные слова

2часа

21.

Сокровища живой народной речи. Диалектные слова.

1

01.03

22.

Кубанский говор.

1

15.03

Устаревшие слова

2часа

23.

Когда старость бывает в радость? (Устаревшие слова).

1

22.03

24.

Архаизмы в произведениях детских писателей.

1

29.03

Неологизмы

1час

25.

Салют новичкам! Неологизмы.

1

05.04

Фразеологизмы

7часов

26.

Фразеологизмы.

1

12.04

27.

Откуда они пришли?

1

19.04

28.

Крылатые слова.

1

26.04

29.

Пословицы и поговорки.

1

03.05

30.

Знают ли люди фразеологизмы.

1

10.05

31.

Фразеологизмы в картинках.

1

17.05

32.

Проект «Фразеологизмы – это интересно!»

1

24.05

Содержание программы (32 часа)

1.Лексика (4ч). Что такое лексика. Лексикология – раздел науки о языке. Слово как предмет изучения. Толковые словари.

2.Многозначные слова (3ч). Многозначность и однозначность слова. Прямое и переносное значение многозначного слова. Путешествие на «Берег Многозначных слов».

3.Омонимы (4ч). Омонимы. Омонимы и многозначные слова. Словари омонимов. Путешествие по «Озеру Омонимов»

4.Синонимы (4ч). Синонимы. Синонимические ряды. Словари синонимов. Путешествие по реке Синонимов.

5.Антонимы (3ч). Антонимы. Словари антонимов. Экскурсия в «Ущелье Антонимов».

6.Устаревшие слова (2ч). Особенности употребления. Архаизмы в произведениях детских писателей.

7.Новые слова – неологизмы (1ч).

8.Диалектная лексика (2ч). Особенности употребления. Кубанский говор.

9.Профессионализмы (2 ч). Слова-термины.

10.Фразеологизмы (7ч). Фразеологизмы. Особенности употребления. Крылатые слова. Пословицы и поговорки. Знают ли люди фразеологизмы? Откуда и как появились фразеологизмы? Фразеологизмы в картинках.

Использованная учебно-методическая литература

1.Александрова ,З.Е. Словарь синонимов русского языка/ З.Е.Александрова. – М., 1975.

2.Введенская, Л.А. Словарь антонимов русского языка / Л.А.Введенская.– Ростов, 1971.

3.Лапатухин ,М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская; под ред. Ф.П.Филина. – М., 1981.

4.Львов,М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка/ М.Р.Львов.– М., 1980.

5.Баранов, М.Т. Русский язык : справочные материалы/ М.Т.Баранов, Т.Д.Косталев.– М.: Просвещение, 2000.

6.Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 1988.

7.Панов,Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку/– М.: Просвещение, 1980.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap