Программа Одарённые дети



ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

 

Шишкина Ю.Н., замиректора по УВР технического лицея № 176 города Карасука НСО

Программа отражает основные задачи и цели, стоящие перед лицеем – свободное, гармоничное развитие личности, способной и готовой к интеллектуальному труду на благо общества, умеющей адаптироваться в новых условиях, в которых должен сформироваться квалифицированный работник, профессионал в любой области, ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие.

Функционирование в режиме лицея и общеобразовательной школы позволяет строить учебной процесс так, чтобы он сочетал принципы комплексного развития и дифференциации обучения, когда уютно и уверенно себя чувствуют  одаренные дети. Родители особенно тщательно подходят к выбору школы, когда речь идет об определении туда своего неординарного, одаренного ребенка.

Анализ анкет позволяет сформулировать следующий родительский заказ:

  школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети  легко поступают в престижные вузы России;

  в школе  должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;

  в школе должны быть свои традиции;

  школа должна давать современное образование;

  необходимо чтобы в школе уважали личность ребенка, занимались с ним не только на уроках, но и в системе дополнительного образования;

  дети должны учиться в красивой и уютной школе;

  система обучения и воспитания в школе  должна быть такой, чтобы и ученикам и их родителям было жаль расставаться со школой.

При этом и к самим родителям предъявляются определенные требования.

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

1.     Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.

2.     Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

3.     Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.

4.     Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.

5.     Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

6.     Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

1.     Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.

2.     Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает острый вопрос — родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом. Они закрывают тему, когда ребенку становится скучно или непонятно. Они не поддаются искушению рассказать о предмете все, что знают сами, когда ребенку нужен ответ лишь на его вопрос.

3.     Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, — даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.

4.     Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Итак, родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется.

 КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

 Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности лицея.

Возьмем за основу следующее определение одаренных детей:

          имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

          имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

          испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

I.          Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

II.          Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

III.          Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). 

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: 

  Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

  Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

1.              Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

          Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

          Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;

          Накопление библиотечного материала по данному вопросу;

          Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения диагностики;

          Проведение различных внеурочных конкурсов интеллектуальных игр олимпиад позволяющих учащимся проявить свои способности.

Выявление одаренных детей должно проводиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работать в этом звене должны учителя-специалисты высочайшего класса. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности лицея.

Основные принципы построения схемы выявления одаренных детей:

 Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.

 Разработка плана и программы обучения одаренных детей.

 Разработка процедуры оценки:

o   определение функций, подлежащих оценке;

o   определение подлежащих сбору сведений.

 Уточнение критериев отбора.

 Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.

Этапы выявления одаренных детей и работы с ними.

 1-й этап анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

2-й этап диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;

3-й этап — этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка (10-11 классы).

 

2.     Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

        Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

        Предоставление возможности совершенствовать способности  в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

 СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

Первый этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Этот этап (1 – 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

 Мастерская художественного слова;

 Ремесленная мастерская (прикладное искусство);

 Музыкальная мастерская (музыкальный класс);

 «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);

 Мастерская здорового образа жизни;

 Клуб смекалистых;

 Клуб исследователь.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.

Второй  этап – диагностический (5 – 9-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

 Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На этом этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самообразование и самосовершенствование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных и физических усилий.

Именно на данном этапе наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется базисным учебным планом): спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в лицее. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.

Третий этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

        Индивидуализированные формы учебной деятельности (заочная школа при НГУ, работа по индивидуальным программам, заочные курсы);

        Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

        Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);

        Четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

 УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

1.     Подбор и расстановка кадров.

 Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, администрация лицея должна направлять для работы в пролицейские и лицейские классы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов. При этом необходимо осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством лицея того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.

 2.     Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

   Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  Учитель стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

 3.       Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему в лицейских классах с одаренными и высокоинтеллектуальными учащимися.

 Учитель должен быть:

 непременно талантливым;

 увлечен своим делом;

 способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

 профессионально грамотным;

 интеллигентным, нравственным и эрудированным;

 владеть передовыми педагогическими технологиями;

 психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

 знатоком во всех областях человеческой жизни.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:                                                               

 организовывать субъект-субъектные отношения;

 разрабатывать и использовать в образовательном процессе исследовательские, творческие проектные задания;

 обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

 стимулировать познавательные способности учащихся;

 работать по специальному учебному плану;

 работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

 принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

 анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 реализовывать педагогику сотрудничества, сотворчества;

 отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

 регулировать и улаживать конфликты;

 уменьшать стрессы учащихся.

Использовать формы работы с одаренными учащимися:

 творческие мастерские;

 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

 факультативы;

 кружки по интересам;

 конкурсы;

 интеллектуальный марафон;

 спецкурсы;

 консультирование обучающихся в заочных школах при вузах;

 участие в олимпиадах;

 развивающий час в рамках базисного учебного плана;

 работа по индивидуальным планам;

 занятия в профильных классах. 

При работе с одаренными детьми необходимо знать о кризисах детской одаренности.

1. Кризис креативности.

Утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты.

2. Кризис интеллектуальности.

Снижение интеллектуальной активности ребенка, проявляющееся в исчезновении интеллектуальной продуктивности.

3. Кризис мотива достижений.

Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда.

Профилактика кризисов:

—         необходимо предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт;

—         развивать наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферу, поскольку законы развития для одаренных и обычных детей принципиально одни и те же;

—         необходимо достигать воспитательными методами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком.

 4.  Подготовка учителей для работы с одаренными детьми.

 Преподаватели должны уметь разрабатывать авторские программы

1.    Индивидуализированность программ. Программа  должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.

2.    Участие в составлении программ. Руководители совместно с рядовыми преподавателями определяют, что должно входить в программу практического обучения.

3.    Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Координатор программы обязан следить за ее выполнением.

 

4.    Повышение квалификации специалистов по месту работы. Подготовка специалистов занимает в программе значительное место. Некоторые программы предусматривают один день в месяц на повышение квалификации или выделение отдельных дней.

5.    Дополнительные расходы на повышение квалификации. Включение в бюджет статьи расходов на подготовку кадров является убедительным доказательством важности проблемы. Деньги нужны и на покупку новейшей литературы, и на поездки для обмена опытом, и для оплаты специалистам.

6.    Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна включать не только приглашение лекторов, но и уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы подготовки были интересными и творческими. В некоторых таких программах используются индивидуальные планы сотрудников.

7.    Оценка индивидуальной и групповой подготовки. Руководители должны помогать каждому сотруднику, уяснить, насколько хороши их планы индивидуальной подготовки. Оценка общего плана важна в не меньшей степени. Если сотрудники особенно заинтересованы в развитии творческого и продуктивного мышления у своих учеников, тогда план оценки может включать результаты тестирования детей до и после обучения, что поможет определить, отражаются ли новые знания учителя на поведении детей.  

Проблемы, которые должен решать лицей при рассмотрении вопросов обучения и воспитания одаренных детей:

 —         формирование пролицейских и лицейских классов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей;

—         формирование новых учебных планов для этих классов;

—         подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров;

—         сотрудничество лицея с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке учащихся;

—         расширение системы дополнительного образования;

—         введение сквозных факультативных и специализированных курсов;

—         индивидуализация обучения и воспитания.

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Массовая школа на сегодняшний день не может в полном объеме выполнить самую трудную и деликатную часть задачи: уделять особое внимание наиболее способным и одаренным детям. Да и нельзя требовать этого от нее – наоборот, ей надо помочь, поддержать и методически, и интеллектуально, причем речь идет не только об организации специфических видов деятельности для способных детей, но и об институциализации данной сферы. По этому пути идет весь мир, а с недавних пор данная методология воспринята и в нашей стране, следствием чего и стало создание в рамках Президентской программы «Дети России» и Федеральной целевой программы «Одаренные дети» специализированных региональных и муниципальных структур, координирующих эту работу. В нашей Новосибирской области организована работа школ – экспериментальных площадок подтверждающих интерес педагогической общественности к этому вопросу и обобщен опыт их работы.  Два года лицей работал в режиме экспериментальной площадки по теме «Работа с одаренными детьми». Яркой находкой эксперимента лицея мы считаем организацию работы каникулярной школы для школьников Кулундинской зоны и для лицеистов – победителей районной предметной олимпиады. Традиционными стали выездные практики в стационар систематики и экологии животных Новосибирской области Сибирского отделения Российской Академии наук, который расположен  в 16 км от г. Карасука, где ребята исследуют проблему  адаптации азиатской дикуши  в искусственных условиях.

В процессе работы накоплен уникальный  материал, который позволяет вывести эксперимент на более высокую ступень исследования: «Лицей —  ресурсный центр по работе с одаренными детьми учебных общеобразовательных учреждений районов Кулундинской зоны». Мы не первые, кто заинтересовался данной проблемой.  В муниципальном пространстве Ростова-на-Дону с 1 октября 2001 года работает Центр по работе с одаренными детьми, главными направлениями работы которого является применение информационных технологий в работе с одаренными детьми, организация и проведение различных межпредметных олимпиад. Уникальность нашего проекта состоит в том, что он охватывает программой работы  с одаренными детьми целую сеть образовательных учреждений, т. е. в отличие от известных подобных  проектов география нашего эксперимента довольно широка и имеет прямой выход на высшие учебные заведения Новосибирска, Омска и Томска. В эксперимент включились четыре южных района  Новосибирской области  и один из районов Алтайского края.

Основная задача центра – изучение, разработка  и распространение технологий, направленных на выявление и обучение одаренных детей Кулундинской зоны, и создание условий для максимального развития их способностей.

Для достижения целей центр призван прежде всего координировать деятельность педагогического и научного сообщества по поддержке одаренных детей.

Планируется работа по выявлению и развитию одаренности детей и подростков через:

        выявление и  психологическую, педагогическую и социальную поддержку одаренных детей;

        регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий разной направленности школьного, городского и районного уровня;

        методическое и материально-техническое обеспечение внедрения технологий дистанционного образования одаренных детей, находящихся в трудных жизненных условиях; систематическое пополнение банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлению, повышение квалификации педагогов, работающих с этой категорией детей;

        развитие системы родительского просвещения через выпуск информационных сборников, размещение информации на сайтах ОУ и органов управления образованием, организация выступлений в СМИ;

        мониторинг различных направлений работы с этой категорией детей с целью определения эффективности проводимой деятельности и оперативной коррекции.

 

Разные теоретические и методические основы практической работы с одаренными и способными детьми характеризуют чрезвычайную сложность в выборе условий для их выявления и развития. Именно это обстоятельство очень беспокоит практических работников образования и родителей.

Создание Научно-учебно-методического ресурсного центра по работе с одаренными детьми учебных общеобразовательных учреждений районов Кулундинской зоны при МОУ – техническом лицее № 176 города Карасука позволит решить ряд задач связанных с выявлением, развитием и воспитанием одаренных, способных детей.

Программа работы «центра» позволяет наметить конкретные пути преодоления противоречий в разработке проблемы одаренности и согласовать позиции работников образования в практической работе с одаренными, способными детьми, через организацию консультативной деятельности, к аспектам которой можно отнести следующее:

 постановка вопроса о развитии способностей в различных условиях жизнедеятельности, прежде всего в учебной и трудовой профессиональной деятельности;

 акцентирование внимания на важности экспериментального изучения механизмов развития способностей человека, и, прежде всего, операционных механизмов познавательных способностей учащихся;

 выделение ключевой роли познавательных действий и познавательных задач в анализе операционных механизмов развития способностей.



sitemap
sitemap