Программа по предмету Станковая композиция



Цели и задачи: понятие о ярких и нежных ,резких и мягких сочетаниях цветов

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,акварель,восковые мелки.

Часы:6

3. Тема: Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг елки»», «День рождения».

Цели и задачи: представление об эмоциональной выразительности цвета, цвет и настроение(веселые, нежные, скучные, мрачные цвета)

Материалы и оборудование: ф-А3, гуашь.

Часы:8

4. Тема: Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем».

Цели и задачи: ориентация на изобразительной плоскости листа(верх, низ, слева, справа)

Материалы и оборудование: ф-А3,А-4,тонированная бумага,гуашь.

Часы:4

5. Тема: Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина».

Цели и задачи: освоение изобразительного пространства в горизонтальном и вертикальном направления ,знакомство с основными направлениями(вертикально, горизонтально, наклонно).

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,тонированная бумага, палочка ,тушь.

Часы:6

6. Тема: Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад», «Морское дно».

Цели и задачи: размещение предметов с сохранением их взаимно пространственного положения(рядом, над, под).

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь.

Часы:8

7. Тема: Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор».

Цели и задачи: освоение глубины пространства ,понятие наблюдательной перспективы, расположение разноудаленных предметов.

Материалы и оборудование: ф-А3,тонированная бумага, гуашь, восковая пастель.

Часы:10

8. Тема: Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке».

Цели и задачи: умение выразить главную мысль в рисунке, выделение главного героя или элемента изображения средствами композиции(крупный план, размещение в центре, внимание к деталям и подробностям).

Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель.

Часы:8

9. Тема: Рисунок по памяти «Я помогаю маме», «За праздничным столом».

Цели и задачи: уравновешенность элементов изображения, роль их взаимного расположения, согласованность по величине, форме и цвету.

Материалы и оборудование: ф-А3,восковые мелки.

Часы:10

10. Тема: Домашняя работа: наброски фигуры человека в движении.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения человека, приобретение навыка передачи движения.

Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш.

Часы:12

3 класс

66часов

Элементы композиции. Форма, пропорции, конструкция предметов. Цвет и освещение. Пространственные явления и передача их на плоскости.

1.Тема: Иллюстрация к народной сказке.

Цели и задачи: равновесие, взаимосвязь ,соподчинение элементов композиции.

Материалы и оборудование: ф-А3,цветной фон, гуашь.

Часы:8

2. Тема: Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей».

Цели и задачи: выражение в рисунке покоя или движения за счет определенного порядка расположения элементов изображения, передача эмоционального состояния человека через характер его движений.

Материалы и оборудование: ф-А3,тушь, кисть ,палочка.

Часы:6

3. Тема: Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

Цели и задачи: умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке, выражение сюжета через характер позы, движения, с помощью одежды.

Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,белила.

Часы:8

4. Тема: Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке».

Цели и задачи: видеть и передавать пропорции и размеры предметов в сравнении, индивидуальные различия формы, строения предметов.

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,мягкий карандаш, тушь, перо.

Часы:4

5. Тема: Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я, мама и папа на прогулке».

Цели и задачи: работа пятном, передача характерных особенностей фигуры человека, выразительность и своеобразие каждой фигуры.

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,цв.фон,гуашь.

Часы:6

6. Тема: Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец».

Цели и задачи: передача изменения формы и пропорций в разных положениях и в движении(наклон, изгиб).

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,палочка,тушь,работы учащихся.

Часы:4

7. Тема: Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень».

Цели и задачи: холодные -теплые группы цветов, цветовая гамма, характер цветового образа разных времен года.

Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,белила.

Часы:6

8. Тема: Рисунок по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе».

Цели и задачи: первоначальное знакомство с понятием «колорит»,поиск гармоничного сочетания цветов.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,методические пособия.

Часы:8

9. Тема: Рисование по памяти «На катке», «На пляже», «Цветущий луг».

Цели и задачи: развитие пространственного мышления, наглядная перспектива в открытом пространстве.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь, иллюстрации.

Часы:6

10. Тема: Иллюстрация к сказке «Три медведя».

Цели и задачи: изображение замкнутого, ограниченного пространства(часть комнаты),расстановка предметов на поверхности пола с учетом загораживания одного предмета другим.

Материалы и оборудование: ф-А3,А2, цв.мелки,пастель.

Часы:10

11. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека в движении.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения человека, приобретение навыка передачи движения.

Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.

Часы:16

4 класс

66часов

Композиционная организация плоскости.

1.Тема: Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу реки(озера)».

Цели и задачи: освоение плановости пространства, передний, средний и дальний планы пейзажа, использование разных точек зрения :высокий и низкий горизонт.

Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,методические пособия, иллюстрации, работы учащихся.

Часы:10

2. Тема: Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница».

Цели и задачи: развитие чувства равновесия в рисунке при ассиметричном заполнении плоскости.

Материалы и оборудование: ф-А2,цв.фон,гуашь,работы учащихся.

Часы:8

3. Тема: Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска».

Цели и задачи: отход от стандартного расположения по центру листа, умение вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски, эскизы, умение отбирать нужные объекты для передачи содержания.

Материалы и оборудование: ф-А3,А2,гуашь или акварель с белилами, тушь, палочка, фломастеры, цв. мелки, работы учащихся.

Часы:12

4. Тема: Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель»

Цели и задачи: изучение пространственных явлений в одном предмете.

Материалы и оборудование: ф-А2,карандаш,восковые мелки, акварель, методические пособия.

Часы:10

5. Тема: Свободная тема. Фигура в пейзаже.

Цели и задачи: оригинальность идеи, связь фигуры с окружением.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,иллюстрации.

Часы:10

6. Тема: Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта.

Цели и задачи: контрастные по размеру формы, соотношение основных частей и деталей, видение и передача пропорций.

Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель с белилами, иллюстрации, работы учащихся, методические пособия.

Часы:16

7. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки группы людей.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения человека.

Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.

Часы:16

5класс

99часоЗавершение обучения.

1.Тема: Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ».

Цели и задачи: размещение в закрытом пространстве, явления взаимного пространственного расположения предметов.

Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь,цв.мелки.

Часы:12

2. Тема: Рисунок по представлению «Слалом», «Катание с гор», «Уличный перекресток».

Цели и задачи: освоение пространственных явлений посредством изображения движущихся объектов или их траектории в открытом пространстве(трасса слалома, поворот трамвайной линии)

Материалы и оборудование: ф-А2, карандаш, фломастер, тушь, палочка, иллюстрации.

Часы:12

3. Тема: Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку».

Цели и задачи: выражение настроения и состояния человека через сюжет.

Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,фломастер,работы учащихся.

Часы:12

4. Тема: Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы».

Цели и задачи: работа над деталями, насыщение большой формы подробностями.

Материалы и оборудование: ф-А2,тушь,перо,акварель,работы учащихся.

Часы:18

5. Тема: Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание».

Цели и задачи: знание конструктивных особенностей строения человеческой фигуры, общее представление о механизме работы суставов, плечевого пояса и нижних конечностей.

Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,иллюстрации,работы учащихся.

Часы:12

6. Тема: Дипломная работа: Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д.

Цели и задачи: последовательное ведение работы, сбор материала , эскизирование ,композиционный и колористический поиск, размещение фигур людей на разных планах, сюжетно смысловая компановка фигур , демонстрация полученных знаний и навыков.

Материалы и оборудование: ф-А2,материал по выбору, иллюстрации, методический материал, работы учащихся.

Часы:33

7. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека, групп людей в исторических костюмах, в движении.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения человека, подготовка к дипломной работе.

Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.

Часы:20

Обучение по данной программе должно послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать успешно перейти к следующему этапу художественного обучения. Актуальность и новизна программы состоит в ее направленности на создание условия для развития творческих возможностей ребенка, его фантазии, воображения, изобретательности. Воспитание человека, любящего и понимающего искусство, постепенно осознается важнейшей, приоритетной задачей современного общества.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения станковой и декоративной композиции в курсе обучения в ДХШ каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.

Учащийся должен:

Знать основные законы композиции

Знать основные правила композиции

Знать приемы и средства композиции

Грамотно и последовательно вести работу над композицией

Применять на практике основные законы и правила композиции

Применять знания, полученные по истории искусств, для анализа своей работы

Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом

Применять знания, полученные по живописи, рисунку для создания грамотных композиций

В процессе обучения основам дизайна в ДХШ выпускники должны овладеть основными понятиями, навыками в области дизайна, уметь свободно анализировать произведения мастеров в этой области.

Выпускники, подготовленные по данному курсу, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно-прикладного искусства, факультет дизайна, четко представлять область дальнейшей деятельности, т.е. осознанно выбирать себе будущую профессию.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение.

Оборудование:

Мольберты

Табуреты

Подиумы

Компьютер

Столы

Натюрмортные столики

Материалы:

Бумага разных сортов

Бумага цветная

Гуашь, акварель, пастель

Кисти

Клей

Кнопки, скотч

Карандаши (цветные, простые)

Маркеры, фломастеры

Тушь, перо

Ластик

Калька

Фонд работ учащихся

Фонд методических пособий, разработок педагогов

Наглядные пособия

Альбомы по искусству

Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.

Литература

Алексеев С.С. «О цвете и красках» — М. Искусство 1995 г.

Архейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» — М. 1974 г.

Козлов В.Н. «Художественное оформление текстильных изделий» — М. Легкая и пищевая промышленность 1981 г.

Сомов Ю.С. «Композиция в технике» — М. Машиностроение 1972 г.

Чернышов О.В. «Формальная композиция» — Минск, Харвест 1999 г.

Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция» — М. Просвещение 1978 г.

Шорохов Е.В. «Основы композиции» — М. 1979 г.

 Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное. – М.: Советская Россия. — 1961. – 183 с..

 Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

 Даниэль С.М. «Искусство видеть» Ленинград «Искусство» 1990г.

 Дыко Л.Г. «Основы композиции в фотографии» Москва «Высшая школа» 1989г.

 Кагальдо А., Претте М. «Творчество и выражение» Москва «Советский художник» 1985г.

 Сокольникова Н.М. «Основы композиции» Обнинск «Титул» 1996г.



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 2 | 3 | 4 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap