Причины неуспеваемости и способы ее устранения



ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

И СПОСОБЫ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ.

В каждом классе есть ученики, успехи которых в учебе оставляют желать лучшего. Устойчивая неуспеваемость и второгодничество приводят к серьезным психологическим последствиям.

Неуспеваемость можно подразделить на несколько видов:

Общее и глубокое отставание по многим предметам и длительное время.

Частичная, но стойкая – по одному или нескольким предметам. Чаще всего – это русский язык, математика, иностранный язык.

Эпизодическая – то по одному, то по другому предмету и легко устраняемая.

Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Причинами глубокого и общего отставания чаще всего являются:

Низкий уровень предшествующей подготовки.

Неблагоприятные обстоятельства: физические дефекты, болезни, плохие бытовые условия, отсутствие заботы родителей.

Недостатки воспитанности: лень, недисциплинированность, а так же слабое умственное развитие.

Для частичной, но стойкой неуспеваемости характерно:

Недоработка в предыдущих классах.

Недостаточный интерес к предмету.

Слабая воля к преодолению трудностей.

Причинами эпизодической неуспеваемости следует назвать:

Недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль.

Неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Одной из предпосылок, вызывающих отставание в учебе, является характерная для подростков неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Это связано с особенностями подросткового возраста: избыток нерастраченной энергии, стремление к подвижным видам деятельности, совместным играм и развлечениям, стремление к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых.

Эти возрастные причины в сочетании с отрицательным отношением к школе характерны для длительно неуспевающих учеников.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания имеет место равнодушие к учебному труду, то есть отсутствие мотивации к учебному процессу.

Большим злом является, кроме всего этого и учение ради отметки, что порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности, нанося вред и урон всему нравственному воспитанию ученика, препятствуя развитию познавательных интересов.

Пробелы в знаниях, умениях, навыках так же приводят к отставанию, а в последствии и к неуспеваемости, так как учебный процесс строится по схеме – от простого к сложному, и потерянное звено в будущем дает о себе знать.

Длительная неуспеваемость, вызванная различными причинами, ведет к задержке умственного развития, приводит к формированию таких отрицательных качеств, как лживость, замкнутость, неуверенность в себе, агрессивность.

Предупреждение неуспеваемости – одна из важных задач учителя. Целью работы с неуспевающими учащимися является не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно развитие их познавательной самостоятельности. Важно, чтобы догнав, восполнив пробелы, ученик не начал снова отставать.

К каждому неуспевающему ученику необходим индивидуальный подход, постоянное внимание, поддержка, одобрение.

Важно знать, не только уровень умственного развития, объем знаний, но и состояние здоровья, бытовые условия, отношения с одноклассниками, отношение к учителю.

Главное – создать на уроке благоприятные условия для неуспевающих и отстающих по предмету. На уроке при проведении проверочных и самостоятельных работ использую карточки с индивидуальными заданиями, учитывая уровень знаний учащегося. Задание должно быть посильным.

Вне урока – дополнительные задания, как практические, так и творческие.

На уроке слабоуспевающим ученикам уделяется дополнительно внимание. Им дается больше времени для обдумывания ответа у доски, оказывается помощь в изложении содержания задания, используются схемы и наглядные пособия.

Во время самостоятельной работы класса провожу частичный опрос отстающих учеников, чтобы выяснить из затруднения, помочь дополнительными вопросами и пояснениями. Им даются более подробные инструкции по ходу выполнения задания.

Использую на уроке работу в парах: выполненная работа сверяется, ищут ошибки, если они есть, вспоминают правило, которое было нарушено, затем идут поиски правильного решения. Так проявляются помощь и взаимовыручка. Важно, чтобы не было иждивенчества. Уровень знаний не должен сильно отличаться у работающих в паре, но и не должен быть одинаково низким. Иначе трудно ждать положительного результата. Кроме этого неуспевающие ученики получают иногда индивидуальные домашние задания, которые оцениваются дополнительно.

Провожу и дополнительные занятия вне урока, как для неуспевающих учеников, так и для тех, кто пропустил много занятий по болезни и не в состоянии самостоятельно освоить такой большой объем учебного материала.

У одной девочки из пятого класса большая семья и трудные бытовые условия. В семье шесть детей. Но ребенок очень старательный и хочет лучше учиться. Я разрешила ей приходить в кабинет математики и делать домашнее задание, чтобы при необходимости я могла ей помочь и пояснить ход выполнения задания.

Самое приятное в занятиях с неуспевающими детьми, это когда ребенок, выполнив задание, вдруг говорит: «Дошло!» и радостно улыбается.

Воронова Г.В. – учитель математики ГБОУ СОШ №661.



sitemap
sitemap