Праздник Покормите птиц_34730

МБОУ Ленинская СОШ

Покормите птиц

Подготовила

Курилова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

вторая квалификационная категория

2013 год

Цели:

уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;

развивать умение находить взаимосвязи в природе;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Презентация «Зимующие птицы», раздаточный материал для игр «Угощение для птиц», «Зимующие и перелётные птицы», кормушки, виды кормов.

Ход праздника

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я вижу, что у вас прекрасное настроение, а потому мне хочется начать наш праздник с загадки. Сядьте поудобнее и слушайте внимательно.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнула перинки – над миром пушинки. (зима)

Верно, это зима.

(Под вальс П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь» появляется Зима в окружении снежинок.)

Зима.

Здравствуйте мои друзья!

Я к вам пришла,

Снег и вьюгу принесла,

Зимние потешки, игры,

Горки ледяные, лыжи,

Красоту природы снежной

И шкатулку с музыкой нежной.

Ведущий.

Ребята, а вы любите зиму?

За что она вам нравится?

Какие композиторы в своих произведениях описывали красавицу зиму?

Зима.

Ребята, я очень спешила к вам в гости, но не забыла прихватить с собой вот эту музыкальную шкатулку.

(Матушка-зима произносит заклинание)

Шкатулочка, шкатулочка,

Нам службу сослужи

И музыку чудесную

Ребятам подари.

з шкатулки доносятся звуки произведения Г.Свиридова “Метель”)

-Ребята, закройте глаза, внимательно послушайте произведение Г.Свиридова

Ведущий.

Спасибо тебе, Зима, за такой чудесный подарок.

Ребята, какие картины вы представили во время прослушивания произведения Г.Свиридова «Метель»? (ответы детей)

А вот я представила зимний лес.

Как вы думаете, что является украшением зимнего леса? (ответы детей)

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день. На запорошенных снегом верхушках деревьев мы видим необыкновенные “цветы”. О каких цветах идёт речь? Это птицы зимнего леса.

Ученик.

Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь…

Зима.

Ребята, какое значение имеют птицы в природе?

(Ответ детей:

Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур.)

Ученик.

К садоводу дяде Грише

Угодил птенец под крышу.

Беспокоится синица:

Может крошка простудиться.

Тащит внучек рукавичку –

Домик птичке-невеличке.

«Не годится рукавичка», —

Говорит ему синичка.

Внук тогда принес лукошко,

Положил травы немножко.

«И лукошко не годится», —

Объясняет мать-синица.

Внук задумался… Потом

Из дощечек сделал дом –

Недоступный для врагов,

Птичьих недругов – котов.

Поселились птицы в доме,

Мать-синица дочку кормит.

Носит гусениц, жучков,

Короедов-червячков.

Дядя Гриша-садовод

Без забот теперь живет:

Охраняют птицы сад

И внучонка веселят.

Зима.

Большую пользу приносят птицы человеку. А вот сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

Как называют этих птиц? (Их называют зимующими птицами).

Каких зимующих птиц вы знаете? (сороки, синицы, воробьи, дятлы…)

Ведущий.

Зимушка, наши дети очень умные. Они ещё и приметы, связанные с зимующими птицами знают.

Ученики.

-Вороны устроили в небе хоровод — к снегопаду, на земле сидят — к оттепели, расселись на нижних ветках деревьев — к ветру.- Если зимой воробьи начинают гнезда вить — через два-три дня будет большой мороз.

-Сорока под крышу лезет — к вьюге.

-Снегирь зимой поёт — на снег.

-Дятел долбит дерево, начиная снизу и идет кверху, сдирая всю кору (обыкновенно больного дерева), — это предвещает суровую зиму и глубокие снега.

— Синичка с утра начинает пищать — жди мороза. 

— Голуби прячутся — к ненастью. 

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.Зима.

Молодцы, вы много знаете примет

А какая ещё существует группа птиц? (перелётные)

А теперь перед вами стоит нелёгкая задача. Вам нужно распределить предложенных птиц на перелетных и зимующих. Зимующих птиц посадить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.

(Игра «Зимующие и перелётные птицы»)

Ведущий.

Пока ребята выполняют задание, предлагаю отгадать загадки.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском, речистым,

Клё! Клё! Клё! – поет со свистом. (клест)

Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает.(снегирь)

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (сова)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.(дятел)

Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черная шапочка

И полоска галстучка. (синичка)

Окраска — сероватая,

Повадка вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная пернатая.(ворона)

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Лесной житель наш проворный

Перед стайкою синиц.(поползень)

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.(сорока)

Я весь день ловлю жучков,

Ем букашек, червячков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.(воробей)

Зима.

Вы прекрасно справились с заданием. Скажите, пожалуйста, а почему у кормушки собралось так много птиц?

С наступлением зимы началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они всё время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.

А вот и сами птицы. Давайте послушаем, что они нам хотят рассказать.

(сценка)

Воробей. Я гибну, дети, спасите…

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

Пожалуйста, помогите!

Ученик. Сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

Дятел. Я дятел, пестрый такой.

Я гибну, дети, спасите…

Все лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек поистребил.

Пожалуйста, помогите!

Ученик. Сюда, наш дятел, сюда!

Вот и тебе еда.

Благодарим за работу!

Зима.

А вот и ещё гости к нам пожаловали. Угадайте их по описанию.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Зима.

Птиц у нас сегодня в гостях много, но их волнует одна проблема. Расскажите, ребята, нам о ней.

Ученик.

Как птице перезимовать?

Известно, что у птах,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,

Когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Ведущий.

Ребята, 10 лет назад, в 2002году, Союз охраны птиц России предложил проводить ежегодную Всероссийскую эколого-культурную акцию «Покормите птиц!», а день 15 января решено было отмечать как День зимующих птиц России.

-Скажите, как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (делать кормушки и подкармливать птиц)

Ученик. Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

“Спасибо вам великое!”

Зима.

Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

(Учащиеся показывают корма и рассказывают о них)

— Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

— Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

— Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

— Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

— Семена репейника – основной корм щеглов.

— Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

— Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

— Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

— Несоленое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. — Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Зима.

Я предлагаю вам игру, которая называется «Угощение для птиц». (Детям предлагаются угощения для птиц – рябина, макароны, семечки, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, шоколадные конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, солёное сало, кусочки сырого мяса, карамельки).

Необходимо выбрать корм, которым можно угостить зимующих птиц без вреда для их здоровья и положить в кормушку.

(количество игроков 4-6 человек)

Зима.

Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит.

А сейчас послушайте и запомните правила подкормки птиц.

Ученик.

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Зима.

А ещё, ребята, я хочу вам напомнить, во время подкормки птиц нужно соблюдать правила поведения в природе.

Какие правила поведения в природе вы знаете?

Верно, нельзя сорить в лесу, парке, саду.

И самое главное, помните, что кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

(Сценка «Жалобы птиц». Трое детей берутся за руки, приседают, изображая кормушку. Дети в шапочках птиц поочередно выходят вперед.)

Сорока. Тра-та-та-та. Что я видела? Что я слышала? Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Капризничают.

Воробей. Семечки и пшено в столовой надавленные. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Синица. Сало, то сало какое. Могли бы повесить и несоленое. У нас от солёного — животы болят.

Снегирь. Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали.

Ворона. Осталась голодная. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков. Ветер у него в голове.

Сорока. Тра-та-та-та. Ой, что будет. Ой, кто-то рассердится.

Ученик. Вы, наверное, догадались, что каждый из нас должен стать настоящим другом птиц. А как это сделать мы сейчас узнаем.

Ребёнок.

Я — повелитель птиц. Захочу, и птицы сами ко мне прилетят. Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. На вид она очень проста. Простая фанерка с простыми бортиками. Надо только сделать её и повесить на дерево. Насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. И на неё сразу прилетят птицы.

Ведущий.

Уважаемые птицы, подождите, не сердитесь. Наши ребята тоже стали волшебниками. Они вместе со своими родителями изготовили для вас прекрасные кормушки. Посмотрите, вот они! И сегодня эти кормушки займут своё место в школьном саду. Теперь и зима вам не страшна. Кушайте на здоровье.

Ребята, наш праздник подходит к концу. Многие из вас поняли, что охрана нашей природы – это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

(Учащиеся с классными руководителями идут в сад вешать кормушки)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст