Понятие об имени прилагательном



Урок русского языка в 3 классе

Тема. Понятие об имени прилагательном.

Цель. Формирование понятия об имени прилагательном.

Задачи

Образовательные:

Актуализировать знания учащихся об имени прилагательном – его лексическом значении и вопросах, на которые оно отвечает (какой? какая? какое? какие?).

Формировать представления детей о роли имён прилагательных в речи (имена прилагательные делают речь более яркой, выразительной, точ- ной) и опыт использования имён прилагательных в собственной речи.

Продолжать формировать специальные умения анализа слова, как части речи, опыт распознавания имени прилагательного в тексте.

Развивающие:

Развивать аналитические способности учащихся, память.

Содействовать развитию речевых навыков детей.

Воспитательные:

Воспитывать стремление применять новое знание на практике.

Учить работать индивидуально, парами.

Оборудование:

карта темы;

деятельностно-смысловая схема действий по нахождению имени прилагательного в тексте;

мультимедийная установка + презентации по теме урока;

карточки для исследовательской работы;

карточки для тренировочных упражнений учащихся;

карточки для проверки усвоения знаний учащимися.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.Начинаем наш урок.Нам надо многое понять,Чтобы грамотными стать.

II. Актуализация опорных знаний учащихся о частях речи.

Какую тему мы с вами закончили изучать? (Имя существительное).

Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, чувства и отвечает на вопросы кто? что?)

Что вы ещё знаете об именах существительных? (Имена существительные

бывают одушевлённые и неодушевлённые; мужского, женского или среднего рода).

Как изменяются имена существительные? (Они изменяются по числам и падежам).

Какие ещё части речи вы знаете? (Имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз).

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы переходим к изучению имени прилагательного.

Тема нашего урока «Понятие об имени прилагательном». Мы вспомним то, что уже знаем об имени прилагательном. Что вы уже знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?).

Какие признаки предметов могут называть имена прилагательные? азмер, цвет, качества характера).

Верно. Имя прилагательное может называть признаки предмета – внешние качества, качества характера человека, цвет, форму, размер предмета).

IV. Работа по теме урока.

1. Карта памяти.

Давайте проверим, всё ли мы вспомнили об имени прилагательном. А поможет нам карта темы «Имя прилагательное». То, что нам известно находится в правой верхней части.

Что вы заметили? (Мы вспомнили, что такое имя прилагательное и вопросы, на которые отвечают имена прилагательные).

— О чём не сказали? (Не сказали о том, что к именам прилагательным мы учились подбирать синонимы и антонимы).

Что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по смыслу).

Приведите примеры. (Пугливый, трусливый; мокрый, влажный; смелый, отважный; красивый, прекрасный; чистый, прозрачный).

Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).

Приведите примеры. (Смелый – трусливый; короткий – длинный; горячий – холодный; белый – чёрный; сильный – слабый).

Молодцы! В правой нижней части расположено то новое, что нам предстоит узнать. Давайте посмотрим, что.

Мы узнаем,что имена прилагательные могут изменяться по числам и родам.

В левой части карты памяти показано чему мы будем учиться. Посмотрите. Мы будем учиться определять род, число имён прилагательных, писать их родовые окончания и окончания прилагательных во множественном числе. Более подробно об этом мы будем говорить на последующих уроках. Как видите, нас ждёт много нового и интересного на уроках русского языка.

2. Работа с текстом.

Как вы думаете, ребята, какая роль имён прилагательных в речи ? Чтобы лучше понять (уточнить) это предлагаю вам один текст. Я буду читать по одному предложению, а вы пробуйте определить, что это за зверь. (Учитель читает текс со слайда презентации)

Этот … зверёк живёт в лесу.

У него … хвост.

Шубка у зверька летом …, а зимой — ……… .

… зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Варианты ответов будут разные – мало

информации. Непонятно: у всех зверей есть хвост.

Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один.

Теперь понятно, это заяц. (Показ отгадки).

Сколько предложений мне пришлось прочитать, пока вы догадались, о ком идёт речь? (5, минимум 4)

Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о зверьке и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте? (Карточка № 1)

Работать предлагаю в парах. (На некоторых партах лежат карточки с подсказами нужных слов).

Проверка: чтение текста по предложению, анализ, выбор оптимального варианта, показ его на экране.

Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.

У него короткий хвост.

Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.

Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Какая часть речи помогла определить зверя? (Имя прилагательное).

Нужны ли нам имена прилагательные в речи?

Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.

Какие признаки предметов называют имена прилагательные в этом тексте? азмер, цвет, качество характера).

V. Практическая работа.

Теперь поучимся находить в тексте имена прилагательные.

1) Найдите в предложениях прилагательные, используя алгоритм (заранее заготовлен на доске), подчеркните их волнистой линией. (Карточка № 2)

Коллективно:

В лес пришла ласковая тихая осень. Падают с тополей сухие листья. Кусты шиповника стоят в ярком пламени.

Прочитайте первое предложение. О чём в нём говорится? (В нём говорится об осени).

Осень – это какая часть речи?) (Что? Осень – это имя существительное)

Какие слова связаны по смыслу со словом осень? (Тихая, ласковая)

Задайте вопрос от слова осень к этим словам. (Осень какая? тихая. Слово тихая – обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? Оканчивается на — ая. Это прилагательное).

Какое следующее слово? (Осень какая? ласковая. Ласковая – обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? Оканчивается на — ая. Это прилагательное). И т.д.

Полусамостоятельно:

Теперь вы будете выполнять такое же задание, работая в парах. Вам нужно найти и доказать с помощью алгоритма своему соседу по парте, что это имена прилагательные.

Около нашего дома чудесный сад. Его посадил мой старенький дедушка. Мы ухаживаем за любимым садом.

(После выполнения проводится взаимопроверка по образцу, выставленному учителем на слайде).

Самостоятельно.

Вы справились с работой в парах. Теперь попробуем такое же задание выполнить самостоятельно.

Стоят чудные деньки. Кругом широкие, глубокие лужи. По реке плывут огромные льдины.

(Проверка проводится на слайде, где учитель с ошибками подчёркнул имена прилагательные и предлагает детям проверить: «У кого также?» Дети читают, исправляют ошибки. Затем учитель показывает слайд с правильными ответами).

VI. Срезовая работа.

Все задания вы выполнили и теперь вы готовы к срезовой работе. Выполните её самостоятельно. (Карточка № 3)

Самостоятельно.

Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией.

На холме стоит старинная усадьба. Лестница ведёт к длинному дому. Вокруг густой парк. В маленьком домике под тесовой крышей жила любимая няня Александра Сергеевича Пушкина.

(Проверяется учителем после уроков).

VII. Домашнее задание.

VIII. Подведение итогов.

Что такое имя прилагательное?

Чему мы сегодня учились? (Мы учились находить имена прилагательные в тексте).

Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Этот ____________________зверёк живёт в лесу. У него______________ хвост. Шубка у зверька летом _____________, а зимой – ______________. ____________________ зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Этот ____________________зверёк живёт в лесу. У него______________ хвост. Шубка у зверька летом _____________, а зимой – ______________. ____________________ зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Этот ____________________зверёк живёт в лесу. У него______________ хвост. Шубка у зверька летом _____________, а зимой – ______________. ____________________ зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Этот ____________________зверёк живёт в лесу. У него______________ хвост. Шубка у зверька летом _____________, а зимой – ______________. ____________________ зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 2

Тренировочные упражнения к срезовой работе

Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией.

Коллективно:

В лес пришла ласковая тихая осень. Падают с тополей сухие листья. Кусты шиповника стоят в ярком пламени.

Полусамостоятельно:

Около нашего дома чудесный сад. Его посадил мой старенький дедушка. Мы ухаживаем за любимым садом.

Самостоятельно.

Стоят чудные деньки. Кругом широкие, глубокие лужи. По реке плывут огромные льдины.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 3

Срезовая работа

Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией.

На холме стоит старинная усадьба. Лестница ведёт к длинному дому. Вокруг густой парк. В маленьком домике под тесовой крышей жила любимая няня Александра Сергеевича Пушкина.

Алгоритм определения имени прилагательного

Какой? Какая? Какое? Какие?

1 2 Имя существительное Имя прилагательное



sitemap
sitemap